МААМ-картинки

Конспект НОД по приобщению детей к традициям русской культуры «Путешествие в русскую избу»

Ольга Денисова
Конспект НОД по приобщению детей к традициям русской культуры «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство русской избой. Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

2. Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к традициям русской культуры „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

бережное отношение к старинным вещам.

Предварительная работа:

1. Знакомство с разнообразием русского народного промысла.

2. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных песен и игр.

3. Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.

4. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: макет русской избы, оформленная в русском народном стиле, ноутбук, презентация, шкатулка.

Ход НОД.

Воспитатель-хозяюшка:

Здравствуйте, дети. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья и благополучия. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времена. В те времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки.

Дети вместе с воспитателем в русско-народном костюме проходят к макету избы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, куда мы пришли? (ответы детей). Давайте посмотрим из чего построена изба (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята на Руси люди строили себе жилища из брёвен, потому что в таком доме очень тепло и уютно, да и Россия славилась и продолжает славиться своими могучими лесами.

Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. И многое, что вы здесь видите тоже сделано из дерева и пол, и потолок, и мебель, и посуда. И были даже такие умельцы, что могли из обыкновенного полена вырезать вот такую деревянную шкатулку, в которой хранили разные мелкие предметы. Посмотрите, какая красивая шкатулка. Нравится? У меня в избе много предметов из дерева. Вам из них какие – то знакомы?

(Дети подходят, рассматривают, трогают)

Воспитатель: Вот видите ребята, сколько нужных в быту предметов можно сделать из дерева, недаром дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил русский народ топор, сложив про него загадки. Подумайте, почему так говорится:

Кланяется, кланяется –

Придет домой растянется.

В лес идет – домой глядит,

Домой идет – в лес глядит.

(показ слайдов)

Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Крестьяне любили порядок, и все в доме (включая людей) «знало свое место».

Игра с бубном

Воспитатель: Давайте в круг становитесь. У меня есть волшебный бубен, и я знаю волшебные слова, а слова такие:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого весёлый бубен,

Тот словечко скажет нам.

Сейчас я вам дам бубен, пока я буду говорить волшебные слова, вы его передаёте друг другу, но как только слова закончатся, и у кого бубен будет в руках, тому я загадываю загадку и он скажет нам отгадку. А мы с вами ребята найдём эту отгадку в избе.

1- Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. (пол и потолок)

2- Что в избе за коровьи рога? (ухват)

3- Ни свет ни заря пошёл согнувшись со двора? (коромысло)

4- Что за урод, нога и рот. Ничего не вижу, ртом таскаю жижу. Сама не глотаю, а выливаю. (ложка)

5- Два брюшка, четыре ушка (подушка)

6- Светленько, чистенько, посмотреть любенько (зеркало)

7- Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что было главное в избе? (ответы детей)

Воспитатель: Это печь. Справа от входа помещалась печь.

«Стоит девица в избе, а коса на дворе»

(показ слайда)

«Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей»,

«матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.

Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.

Воспитатель: Почему чугун (чугунок) так называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего такой чугунок нужен? (Ответы детей) Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.

«Рогат – да не бык, хватает да не сыт, людям отдает сам на отдых идет. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли.

«Железный конь, скачет в огонь»

(показ слайда)

Игра «Что стало - что было» (набор картинок).

Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было. Кастрюля – чугунок, плита – печь, чайник – самовар, дом – изба, палас – половик, шкаф – сундук, стул – лавка.

Воспитатель: Напротив печки, наискосок от нее место «Красного уголка». «Красный» - значит «красивый».Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме.

По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу. К столу гостям всегда подавались угощения. Вот и я для вас приготовила угощения.

В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу.

Я иду, иду самовар в руках несу

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Ой, ты печка сударыня, помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатство принеси.

(достаю пироги из печки и угощаю детей)

Хозяйку потешьте- пирогов поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Рефлексия.

Воспитатель: Что особенно запомнилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно? (ответы детей)

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Я приглашаю вас попить чая из настоящего самовара.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к традициям русской культуры «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 08:54
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению детей к традициям русской культуры «Путешествие в русскую избу»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Денисова (УИ 750819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД