Наталия Горячкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В царстве волшебницы воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление детям о значении воды в нашей жизни.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания, полученные ранее о значении воды в жизни живой природы.
2. Развивать диалогическую форму речи детей, добиваясь высказываний краткими и полными ответами, пользуясь при этом относительными прилагательными, глаголами и образными словами.
3. Активизация словаря: капелька, прозрачная, водопроводная, жидкость.
4. Обогащение словаря: течет, ходит, испарились, переливать, наливать, доливать, круговорот, бежит.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „В царстве волшебницы воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Воспитывать у детей привычку бережно и разумно использовать воду, как одно из природных богатств.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Проведение экспериментов с водой.
4. Игры с водой: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. И. П. Токмакова «Ручеек», Г. Х. Андерсен «Капля воды», С. Олегова «Я по воде ходить могу», «Ручеек и речка».
6. Использование мнемотаблиц, графических изображений и символов по данной теме.
7. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.
8. Просмотр мультфильма «На балу у чистой воды».
Оборудование: глобус, картинки с водной тематикой, схема круговорот воды в природе, кружочки или квадратики для условных обозначений; цветные карандаши; спокойная музыка, ткань для игровой ситуации.
Ход занятия: (звучит музыка)
1. Педагог дополнительного образования (ПДО) : «Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в царство Волшебницы Воды. Почему волшебницы? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот такая она разная!» А где в природе встречается вода?
Предполагаемые ответы детей (Д) :в кране, в море, в реке.
ПДО: «Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета больше?
Д: синего, голубого.
ПДО: Что изображено голубым цветом?
Д: океаны, реки, моря, озера.
ПДО: Моря, океаны, реки, ручейки – ведь голубым цветом на картах и на глобусах изображают воду. На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало, по сравнению с сушей?
ПДО: Стихотворение Н. Рыжовой
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей. Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Так привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
2. ПДО: Зачем нужна вода. Какую работу она выполняет? У меня есть волшебные кружечки, я предлагаю их оживить. Нарисуйте, пожалуйста, какую работу выполняет вода».
По окончании работы педагог обсуждает с детьми, что делает вода.
- поит растения: деревья, кустарники, травы.
- помогает животным.
-смывает грязь с дорог.
-помогает людям: воду пьют, умываются, варят еду и т. д
ПДО: Конечно, без меня вам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею я вам доложить,
Без воды вам не прожить.
(Н. А. Рыжова)
ПДО: «Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода из реки или озера. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. По трубам воду перекачивают в огромные резервуары – отстойники, где ее тщательно фильтруют, очищают от грязи, мусора и только потом чистая вода поступает к нам в краны. А как же рождается река? Хотите узнать?».
(Педагог приглашает детей подойти к столу, выкладывает перед ними широкую, длинную, полоску голубой ткани)
ПДО: «На земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать большую реку? Вот это широкая и длинная полоса ткани – главная река, а узкие голубые ленточки – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А вы знаете, как попадает вода в реку?»
Д: Дождь идет, ручейки впадают, из земли вода вытекает, из родника.
ПДО: Посмотрите на схему круговорота воды в природе.
ПДО: «Набежала тучка серая, и полился дождь. Капельки воды падают на деревья, на землю, на все живое. Потом собираются в маленькие ручейки, становятся бурными реками и впадают в моря. А здесь их встречает яркое солнце, и капельки протягивают к нему свои руки, становятся легкими, испаряются и возвращаются снова к тучкам. Так и ходит вода по кругу, то ввысь поднимается, то живительным дождичком прольется, под землю просочится, а оттуда вновь через родники на землю выбежит. Так и кружится, как белка в колесе».
3. ПДО: «А сейчас вы все будете Капельками, а я мама Туча».
Игра: «Ходят капельки по кругу» (звучит музыка) Мама Туча взмахивает руками.
ПДО: «Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками, (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх, (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Туче, (дети возвращаются к Туче). Мама Туча хвалит их, что они хорошо себя вели, славно попутешествовали.
- Ой, посмотрите, к нам прилетела Капелька. Но, почему-то она грустная. Как вы думаете, почему Капелька грустная? (на улице стало много воды, ноги промокают, разлились реки, наводнение, цунами, засыхают и гибнут растения без воды)».
ПДО: «А сейчас посмотрите, какая стала наша Капелька?»
Д: Веселая.
ПДО: «А почему веселая?»
Д: «В кранах есть вода, все дети умываются, бегут веселые ручейки, тает снег, все растения расцветают».
ПДО: «Так скажите ребята: для чего нам нужна вода?» (ответы детей).
ПДО: «Как же надо относиться к воде?»
Д: «Бережно, экономно, разумно, не загрязнять реки, водоемы».
ПДО: «Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать».
4. ПДО: Пресная и чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Не так давно речная вода считалась питьевой. А теперь она очень грязная.
ПДО: «Можно ли очистить грязную воду? Как это можно сделать? Из чего можно сделать фильтр?»
1. -Изготовление фильтров:
ПДО: Самый простой: из фильтровальной бумаги вырезать круг вложить его в воронку; насыпать туда же уголь; сверху чистый песок.»
Проведение опыта по очистке воды :
ПДО:
-в стакане с чистой водой размешать ложечку земли и ложку масла, пропустить через фильтр;
- в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать.
Дети делают выводы : земля и масло отфильтровались, а соль не фильтруется.
Вещества, которые растворяются в воде, практически не фильтруются. В воде достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем вода поступит к нам в дом, ее фильтруют, хлорируют. Хлор- газ, (такой же как кислород) который делает воду чище. Хлор постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить.
ПДО: «Сложно получить чистую воду?»
Д: «Да»
ПДО: «Вы ребята правы. Чистую воду получить сложно. Чистая вода - ценный продукт, она нужна всем. А мы с вами как можем загрязнять воду? Если вы отдыхаете возле речки, не бросайте мусор, не мойте велосипеды и машины.
ПДО: Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана - кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду - зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет
И нет водицы - нет, нет, нет.
5. Подведение итогов занятия
ПДО. : «Ребята, что вы узнали сегодня, что научились делать? Для чего нам это нужно? Как поступать с водой? Как себя вести на реках и озерах?» (ответы детей)
Вывод: Правильно нужно охранять чистоту воды и берегов рек, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, после отдыха убирать за собой мусор. Ведь вода наше богатство, залог здоровья и людей, и животных и растений.
Педагог вместе с детьми подходит к глобусу :
- ребята, посмотрите - какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся океаны и моря, текут реки и ручьи. Я верю, что мы с вами сможем сохранить Землю такой же красивой и нарядной.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Информационные источники:
https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv44.htm
https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9572.html
https://www.youtube.com/watch?v=0Lzve5_JT-0
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: -Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,- 2009.
2. Воронкевич О. В. «Добро пожаловать в экологию» дидактический материал для детей 5-6 лет. - С-Пб. : Детство пресс, 2011
3. Колпакова О. В. Занимательное природоведение-М. : Белый город, - 2012.
4. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
6. Тугушаева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста : Методическое пособие. - СПь. : Детство пресс, 2010