Елена Олеговна Мананкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пуст в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1. формирование начал патриотизма и гражданственности;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Знакомство с бурятским народным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Бурятия
- Темочки
2. формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
3. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
4. уважение к своей нации;
5. понимание своих национальных особенностей;
6. формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
7. уважение к представителям других национальностей;
8. формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
9. воспитание уважительного отношения к труду.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала, что главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.
Непосредственно образовательная интегрированная деятельность.
«Знакомство с бурятским национальным костюмом»
Целевые ориентиры:
Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой Бурятия. Познакомить детей с бурятским национальным костюмом. Развивать эмоционально - целостное отношение к родному краю (его городам, селам, кругозор детей. Воспитывать любовь к своей малой родине – Бурятии.
- Древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя». - Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является. Для всех нас наша малая родина – это Бурятия. Поселок в котором мы с вами родились. Кто знает, как он называется? (правильно Селенгинск)
За Байкалом страна в три солнца,
Расстелилась и тут и там,
Где селений твоих оконца,
Ярко светятся по утрам.
Солнца блик в Селенге играет,
Нет на свете тебя родней,
По земле я родной шагаю,
Что зовётся – Бурятией!
- Республика Бурятия многонациональная республика: в ней живут и русские и буряты и еще много других национальностей. Мы с вами ребята русские, а еще есть бурятская национальность, вот о ней то я и хочу вам сегодня рассказать.
Мы с вами живем в России – это наша родина. А вот Бурятию можно назвать нашей малой родиной. Ребята кто из вас знает в какой республике мы живем? (ответы детей – Бурятия) Правильно, республика наша называется Бурятия. Столица нашей республики город Улан – Удэ. Еще, ребята, в Бурятии есть свой гимн, давайте его послушаем. Гимн республики всегда слушают стоя, поэтому я предлагаю вам встать возле своих стульчиков и внимательно послушать.
У каждой национальности есть также свой костюм – у русских это сарафан и рубаха со штанами (показать на слайде, и у бурят, дети, есть тоже свой национальный костюм (следующий слайд). Называется он дэгэл, давайте внимательно его рассмотрим. Опросить 2-3 детей – закрепить название «дэгэл» (хоровые и индивидуальные ответы детей). Дэгэл – это халат, который не застегивается на пуговицы, а запахивается, а затем завязывается поясом. Посмотрите внимательно вот так выглядит женский дэгэл, а вот так – мужской (рассматривание слайдов.)
Обувь у бурят немного отличается от обыкновенной обуви, к которой мы с вами привыкли. У нее даже есть свое название – гутал. Хоровые и индивидуальные повторения. (Рассматривание слайда). Ребята как вы думаете, чем гутал отличается от простой обуви? Рассматривание слайда, хоровые и индивидуальные ответы и проговаривания названия «гутал».
Следующим слайдом показать бурятскую шапку.
- Шапка ребята, тоже совсем не похожа на всем нам привычные шапки, посмотрите она необыкновенной конусной формы, а еще у нее на верхушке есть кисточка. Задать вопросы для закрепления: Какой формы шапка? Что находится на верхушке шапки?. (Индивидуальный опрос детей)
-Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Что лишнее?» (обратить внимание на слайд). Прошу вас внимательно рассмотреть картинки и определить, какая из картинок из них лишняя.
-Кто мне может объяснить почему?
-Правильно, ребята – сарафан не относится к бурятскому национальному костюму. Молодцы!
Физкультминутка (игра имитация «Как мы оденем бурятский костюм»)
А сейчас, ребята, встаньте возле своих стульчиков, давайте с вами представим, как мы будем наряжаться в бурятский костюм. Сначала будем одевать дэгэл (сделать паузу перед словом дэгэл-побудить детей подсказать название). Натянем сначала правый рукав, затем левый рукав (погладить сначала правую, затем левую руки). Затем его нужно запахнуть (обнять себя руками за плечи). Затем нужно завязать пояс (движения рук вокруг пояса). Потом мы оденем сапоги, побудить детей подсказать название «гуталы», сначала правый, потом левый. Самой последней мы наденем шапку (соответствующие движения по ногам, затем по голове). Опросить 2-3 человек: «Что мы сейчас одевали?» Закрепить названия: дэгэл, гутал.
А сейчас, ребята, предлагаю вам пройти на стульчики, мы будем с вами играть в интересную игру называется она «Собери картинку».
- Объяснить правила игры: Перед детьми лежат разложенные в конверты разрезанные на 4 части картинки с бурятским национальным костюмом.
- Приступить к собиранию картинок. (работают дети под бурятскую народную мелодию)
- А сейчас ребята я хотела бы вас послушать - какие картинки вы собрали. (Проговаривание названий бурятского национального костюма : дэгэл, гутал, бурятская национальная шапка). Хоровые и индивидуальные проговаривания.