МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ох уж это русская матрешка»

Анастасия Никишова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ох уж это русская матрешка»

Цель НОД: Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям через художественно – эстетическое воспитание.

Образовательные задачи :

формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства. Знакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси. Включение детей в художественное творчество, основанное на материале народного творчества. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальное впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии народной музыки. Упражнять в подборе слов со сходным значение, ласковых имен для игрушки. Закреплять умение сравнивать матрешку (по цвету, форме, материалу, классифицировать ее (деревянная, из теста, формирование бережного отношения к природе, расширение знаний о природных материалах;

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Ох уж это русская матрешка“» размещена в разделах

развивать творческую фантазию детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее, (налеп, углубленный рельеф, применять стеку, передавать форму основной части и других частей, их пропорции.

Развивать умение определять материал, из которого сделана матрешка. Развивать мелкую моторику рук;

расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, вызвать интерес к истории своей страны, воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Решение задач осуществляется через такие образовательные области :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение стихов о матрешке, отгадывание загадок.

Инвентарь:

Посылка, 2-3 вида матрешек, наглядное пособие для магнитной доски (мольберта, шаблоны матрешек, тесто соленое цветное, разнообразная крупа (фасоль, горох, кофе в зернах, семечки, макароны бантиками, стеки, кисточки и стаканчики с водой, музыкальное сопровождение.

Организация детей:

В начале НОД дети собираются вокруг воспитателя, во время творческой работы рассаживаются за столы лицом друг к другу.

I. Ход занятия:

Дети проходят в группу здороваются с гостями и собираются вокруг воспитателя, раздается стук в дверь:

- Группа «Лесовичок» для вас посылка.

В: Очень интересно, давайте посмотрим что там?

Воспитатель открывает коробку.

В: Все ясно, ребята что бы узнать что в нашей посылке вы должны отгадать загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Д: Матрешка!

В: Правильно Матрешка, давайте посмотрим на эту игрушку.

Дети трогают, смотрят, разбирают Матрешку.

В: Ребята какая матрешка?

Д: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

В: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка данным давно, когда еще не было ваших мам и пап. Однажды из Японии привезли игрушку – деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом наглядного материала. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Как вы думаете из какого дерева стали делать матрешку?

Д: Береза, липа и т. д.

В: Правильно, для изготовления матрешек используется сухая береза или липа, мастерят матрешек мужчины, они вставляют в станки длинные кругляшки включают мотор и вытачивают фигурки. Мастер очень тщательно выбирает материал для куклы, ищет такой, что бы не было ни сучка ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрешку, она может быть меньше ногтя, затем побольше и еще побольше. Иногда их число достигает пятидесяти штук. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам, перышками и кисточками они разрисовывают матрешек. Послушайте, какие добрые и теплые стихи складывают люди о матрешках :

Очень любим мы, матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

(В. Берестов)

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Ребята а хотите вы поиграть с Матрешками?

Д: Да!

Игра «Матрешки и мышки».

С помощью считалки выбирается мышка

Наша Маша рано встала

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки на окошке,

Две Танюшки на подушке,

Две Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке

на зеленом сундучке.

Под фонограмму «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. «Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки»

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. «Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку»

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, «Выставляют ножки на пятку»

Свои ножки показали. «Кружатся, топая ногами»

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки «Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху»

Чьи – то серенькие ножки. «Прислушиваются»

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

В: Вот какая игра с матрешками у нас получилась, вам понравилось?

Д: Да!

В: Разные мастера матрешку расписывали по-разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Ребята, а в каком городе мы живем?

Д: В городе Химки, поселок Фирсановка.

В: Правильно! А вот есть такой город Семенов и в этом городе есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Д: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

В: Полхов – Майданская матрешка, это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри.

Продолжается показ наглядного материала.

Ребята посмотрите в нашей посылке еще, что то есть, это шаблоны нашей матрешки.

Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Вот и вы давайте садитесь за столы и как настоящие мастера сделайте своих матрешек, наша матрешка будет необычная, она будет плоская и украсим мы ее разной крупой и макаронами, и назовем ее Фирсановская матрешка. Для этого у вас на столах находятся соленое цветное тесто, тарелочки с крупой и я вам раздаю шаблоны нашей матрешки. Запомните одно правило: матрешку надо делать с добрым сердцем, добрыми мыслями и хорошим настроением. И тогда все получится.

II. Дети под фонограмму русских народных песен выполняют творческое задание.

III. Все работы остаются на столе, гости проходят смотрят на работы.

В: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Д:

- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

В: Ребята, что вы сегодня на занятии узнали?

Д: Откуда к нам пришла Матрешка, как ее изготавливают, какие она имеет узоры.

В: А чему вы научились?

Д: Мы научились лепить матрешку из соленого теста, украшать ее.

В: Вы молодцы! В нашей посылке есть для вас сладкий сюрприз.

В: Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

В нем место есть всегда для наших малышей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!

Публикации по теме:

«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество»«Русская матрешка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Художественное творчество» «Русская матрешка» подготовительная группа Программные задачи: 1. Познакомить с историей русской деревянной матрешки, как символом русской.

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка»Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка» Цель: Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой и ее историей. Развивать творческие способности детей через познание (ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ох уж это русская матрешка»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 23:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД