Приложение МААМ

Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало»

Курова Татьяна
Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему «Уж небо осенью дышало»

Провела воспитатель старшей группы

Курова Татьяна Александровна

01.11.2014

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить находить эти признаки и называть их самостоятельно, развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, активизировать словарь. Расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц осенью. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображениями летних и осенних пейзажей, с изображением лесных зверей, птиц летом и осенью. Два мольберта с картинами (одинаковыми, на которых изображён летний пейзаж, заготовки для аппликации (дубовые листочки, капельки, туча, птицы). Карандашный клей, обёрнутый блестящей бумагой (волшебная палочка, бумажные разноцветные конверты, волчок, засушенные листочки дуба, клёна, рябины, берёзы; разрезные картинки (листочки) из бархатной бумаги на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий на данную тему. Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Ёж», Г. Скребитский «Как белка к зиме готовится», Е. Благенина «Стрижи», В. Семернин «Дождь», В. Мирович «Листопад» и др. ; загадывание загадок о лете, осени, использование дидактических игр: «Когда это бывает», «Круглый год», «Чей детёныш», «С какого дерева листик».

Ход занятия:

Звучит музыка

Дети стоят в кругу вместе с воспитателем. Музыка затихает.

Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далёкий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года… (осенью зовётся)

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят в природе осенью. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины (подходят к мольбертам). Какое время года изображено на них? (лето) А как вы догадались? (ярко светит солнце, зелёная трава, на деревьях зелёные листочки и т. д.)

Воспитатель: Ребята, я раскрою вам маленькую тайну. Одна из этих картин не простая, а волшебная, с ней сегодня будут происходить разные чудеса. А поможет нам этом игра «Что, где, когда?» (дети и воспитатель подходят к столам). Вот, ребята это волшебный волчок, который будет помогать нам в игре и указывать на конверты с сюрпризами. Я буду ведущая, а вы ребята занимайте места за столом (дети встают вокруг стола).

-Начинаем игру! (воспитатель крутит волчок) Волчок, волчок покрутись, на жёлтом конверте остановись. Ребята, перед кем лежит жёлтый конверт? (ребёнок, перед которым лежит жёлтый конверт, подаёт его воспитателю). Ой, ребята конверт то у нас не простой, а с сюрпризом; поэтому, чтобы его открыть и узнать, что в нём лежит, вы должны отгадать загадку. Послушайте её внимательно:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи (солнце).

Правильно, ребята. Посмотрите, (воспитатель открывает конверт) здесь оказались 2 картины. На одной изображено солнце летом, а на другой изображено солнце зимой. Кто из вас сможет показать картину с летним солнцем? (ребёнок показывает). Скажите, какое солнышко было летом? (яркое, тёплое, светлое). А какое солнышко осенью? (тусклое, меньше греет). В каком осеннем месяце продолжительность дня меньше, а в каком больше? Да, ребята, осенью бывает мало солнечных дней.

- Ой, а в нашем конверте ещё что-то есть. Да это же волшебная палочка! (воспитатель показывает детям). Вот, ребята, и настало время чудесам. А делать их будем мы с вами, поможет нам в этом волшебная палочка. С её помощью мы лето на нашей картине превратим в осень. Давайте подойдём к ней (подходят к мольберту) и попросим волшебную палочку летнее солнышко превратить в осеннее.

Раз, два, три – волшебная палочка помоги!

Летнее солнышко в осеннее преврати!

- Ребята, волшебная палочка коснулась лучиков, и они стали исчезать. Давайте уберём оставшиеся яркие летние лучи (дети с воспитателем снимают лучики). Вот и получилось у нас осеннее солнышко. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение о солнышке (ребёнок рассказывает).

Солнышко усталое

Скупо греешь ты!

Жёлтые да алые

Кружатся листы

В шелесте, да в шорохе

Наш осенний сад,

На дорожках ворохи

Пёстрые лежат.

Воспитатель: Хорошее стихотворение рассказала нам (Марианна, но пора крутить волчок (подходим к столам). Волчок, волчок покрутись на голубом конверте остановись (ребёнок подаёт конверт). Ребята, а чтобы открыть этот конверт, мы с вами должны отгадать целых две загадки. Вот послушайте, пожалуйста, первую загадку:

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застала (туча)

Молодцы, первую загадку отгадали, а теперь послушайте вторую.

Кому не жаль ни капельки

И днём и по ночам

Дарить себя по капельке

Лесам, полям, садам (дождику)

Молодцы ребята все загадки отгадали. Посмотрите, (воспитатель открывает конверт) в нашем конверте оказалась картина, на которой изображено небо перед дождём. Скажите, какое оно? (серое, хмурое). Ребята, а в какое время года у нас самая дождливая погода? (осенью). А чем отличается летний дождь от осеннего? (летний дождь теплый, осенний, холодный).

Ой, ребята, я оказывается ещё не всё достала из конверта. Посмотрите – это осенняя туча, а это капельки дождя.

Давайте с вами сейчас сделаем ещё одно чудо (дети и воспитатель подходят к мольберту). Пусть на нашей картине появится осенний дождь (воспитатель раздаёт капельки детям). А поможет нам опять волшебная палочка.

Раз, два, три волшебная палочка,

дождь осенний нам покажи.

(воспитатель приклеивает тучу). Вот уже туча закрыла солнышко, и закапали первые капельки дождя. Ребята, до чьей капельки дотронулась волшебная палочка – можете прикрепить их на картину. Вот какой настоящий, осенний дождь у нас получился. Давайте послушаем стихотворение про дождь (ребёнок читает стихотворение).

Дождь по улице идёт, мокрая дорога,

Много капель на стекле, а тепла немного,

Как осенние грибы, зонтики мы носим,

Потому, что на дворе наступила осень.

Воспитатель: Пора продолжать игру. Волчок, волчок покрутись, на зелёном конверте остановись (ребёнок подаёт конверт). Ребята, снова нам нужно отгадать две загадки. Послушайте первую загадку:

Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает (дерево).

Молодцы, первую загадку правильно отгадали, а теперь послушайте вторую загадку:

Весной вырастают,

а осенью опадают (листья).

Правильно. Посмотрите в нашем зелёном конверте тоже картины, но на них изображены деревья летом и осенью. Скажите, какие изменения происходят с деревьями осенью? (листья меняют цвет с зелёного на жёлтый, красный, оранжевый и опадают). Как называется это явление, когда опадают листья? (листопад). Кажется, в конверте ещё что-то лежит (воспитатель достаёт по очереди листья клёна, берёзы, дуба, рябины).

Посмотрите на этот листок – с какого он дерева? (с берёзы). Как он называется? (берёзовый листок, аналогично (с дуба – дубовый, с рябины – рябиновые, с клёна – кленовые).

Ребята, вот что я ещё нашла в конверте. Да это же осенние листья дуба. Они нам тоже нужны для нашей волшебной картины (воспитатель с детьми подходит к мольберту). Сейчас мы с вами сделаем ещё одно чудо (раздаёт листочки).

-Раз, два, три волшебная палочка

зелёные листья в осенние преврати.

(дети приклеивают листья на картину).

Вот ещё одно превращение мы с вами сделали. Но не долго стоят деревья в таких красивых золотых нарядах. Подует холодный осенний ветер и сорвёт все листочки с веток.

Давайте послушаем стихотворение про листопад, которое расскажет нам (Глеб).

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро станет голым сад.

Ребята, а осенний ветерок и к нам в группу залетал, все листочки разбросал. Давайте с вами сложим листочки и узнаем с какого дерева они облетели.

Игра «Собери листок»

(листья вырезаны из бархатной бумаги и разрезаны на 6 частей).

Дети складывают листочки на ковре, по ходу игры воспитатель спрашивает, какой листок у кого получился.

Воспитатель: Молодцы ребята все листочки сложили, но пора нам продолжать игру.

Волчок, волчок покрутись на музыкальной паузе остановись (музыкальная пауза «Ветер и листочки»).

Ветер по лесу летал, ветер листики считал (бегут).

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой,

И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку (машут руками).

Ветер по лесу кружил, ветер с листьями дружил (бегут).

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой,

И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой (машут руками).

К ночи ветер-ветерок рядом с листьями прилёг (приседают).

Воспитатель: Хорошо отдохнули, продолжаем игру.

Волчок, волчок покрутись, на коричневом конверте остановись (ребёнок подаёт конверт). Ребята, снова нам нужно отгадать непростую загадку:

Рук нет, а строить умеют (птицы)

Воспитатель достаёт картинку из конверта. Посмотрите, ребята, на этой картине изображён перелёт птиц. Куда улетают птицы осенью? (в тёплые края). А почему они улетают? (не стало еды для птиц, насекомые с наступлением холодов спрятались, замерзают водоёмы).

Ребята, назовите мне птиц, которые улетают в тёплые края (ласточки, грачи, журавли, цапли, утки и др). Как их можно назвать одним словом? (перелётные птицы). А какие птицы с нами остаются? (зимующие). Скажите, ребята, каких вы знаете зимующих птиц? (воробей, синичка, ворона, голубь). Трудно им приходиться зимой. Как мы с вами можем помочь им? (сделать кормушки, покормить).

Ребята, а сейчас давайте поможем перелётным птицам с нашей волшебной картины собраться в дорогу в тёплые края. А волшебная палочка нам поможет (воспитатель с детьми подходит к мольберту). Ребята, снимайте перелётных птиц с веточек и давайте мне, а я попрошу волшебную палочку помочь птицам собраться в стаи (воспитатель спрашивает у каждого ребёнка какую птицу он снял с веточки). А теперь закройте глазки.

Раз, два, три волшебная палочка нам помоги,

в стаи всех перелётных птиц собери.

(воспитатель приклеивает заранее нарисованную стаю птиц).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот и полетели наши перелётные птицы в тёплые края. Давайте послушаем про них стихотворение, которое нам расскажет (Соня С.) :

Улетели сегодня стрижы.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни

Где совсем не бывает зимы,

Но милее им всё- таки мы!

И они прилетят по весне,

И опять засвистят в вышине.

Воспитатель: Наш волчок снова ждёт нас, пойдём, покрутим его опять.

Волчок, волчок покрутись, на красном конверте остановись. Ребята, чтобы открыть этот последний конверт, мы с вами должны отгадать целых три загадки. Послушайте первую загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Послушайте вторую загадку:

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица (белка)

Молодцы, хорошо загадки отгадываете. Послушайте третью загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы –

Уже больше головы? (заяц)

Молодцы, все загадки отгадали правильно (воспитатель открывает конверт). Посмотрите, ребята, на этой картине изображено как звери к зиме готовятся. Скажите мне, а как белка к зиме готовится? (делает запасы, собирает орехи, сушит грибы на веточках, шубку поменяла с рыжей на серую, чтобы легче было прятаться). А как зайчик к зиме подготовился? (шубку поменял с серой на белую). Ребята, а вы знаете, что у зайца сначала белеет хвост, потом задние ноги, затем спина, только кончики ушей остаются у зайца чёрными. Что у остальных зверей происходит с шубами? (Всё звери осенью меняют лёгкие летние шубки на густые тёплые зимние). Ребята, скажите, а кто из зверей осенью в спячку ложится до весны? (медведь, ёж, змеи, лягушки). А теперь давайте поиграем с вами в игру.

игра «Осенние приметы».

(воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку и задаёт вопросы, дети отвечают – бросают мяч воспитателю).

Воспитатель: Молодцы, хорошо мы с вами поиграли. Ребята, конверты с сюрпризами у нас закончились. Давайте подойдём и посмотрим на нашу волшебную картину и вспомним, какие изменения происходят осенью в природе (дети называют).

Молодцы ребята, с вашей помощью сегодня мы увидели настоящие чудеса.

Публикации по теме:

«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Жизнь животных осенью» Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «За приметами весны» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Старшая группа «Ромашки» Тема: «За приметами весны».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Азимова А. С. Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние птицы»Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Конспект образовательной деятельности с детьми 3–4 лет по ознакомлению с окружающим миром «В деревню к бабушке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Ручеек» г. Кукмор» Кукморского муниципального.

Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками 6–7 лет с ОВЗ по ознакомлению с окружающим миром Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет с ОВЗ по ознакомлению с окружающим миром с применением лексической.

Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: учить детей видеть,.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: закреплять представления детей о характерных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало…»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало…» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром 23.10.2017 Подготовила: Жирнова А. Л. Группа №9 ема «Уж небо осенью дышало…» Цель:.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНРЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНР Цель: Уточнить представления детей о структуре, свойствах и видах облаков. Познакомить детей с условиями образования облаков. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 23:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало»» (включая файлы) размещена пользователем Курова Татьяна (УИ 1090774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД