Виктория Фролова
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Азбуке».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: алфавит, набор букв для фланелеграфа, магнитная азбука, доска, мел, металлофон, картинки, цветы, бабочки, картинки (рак, редис, стрекоза, колокольчик.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, музыкально – художественная.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „В гости к Азбуке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цель: Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста звукобуквенного анализа и фонематического слуха.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с «алфавитом».
- Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.
- Продолжать учить печатать буквы.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Развивать коммуникативные навыки, зрительное и слуховое внимания, словесно-логическое мышление, фонематический слух;
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, ответственности;
Словарная работа: гласный, согласный, звук, буква, азбука, рак, редис, радуга, стрекоза, машина, кукла, флаг, зонт.
Методические приемы: игры, загадывание загадок, вопросы, разыгрывание сказки.
Ход
непосредственной образовательной деятельности.
Зал или групповая комната оформлена согласно сценарию, отображая отдельные части занятия: станция “Звуки и буквы”, остров “Ошибка”, город “Загадка”, лесная поляна, станция “Азбука”
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в гости к Азбуке. Это сказочная страна и туда могут попасть только те дети, которые очень хотят научиться читать, и знать все буквы.
А вы, ребята, знаете, буквы? (ответ детей)
Нам пора отправляться в путь. Сначала мы поедим на паровозике. Занимайте свои места. (Дети становятся друг за другом, имитируя паровоз) Мы отправляемся.
- Как гудит паровоз? (“Ту-ту”)
- Как стучат вагончики? (“Чух-чух-чух)”)
Основная часть. Наш паровоз прибыл на станцию “Звуки и буквы”. Давайте немного отдохнем и познакомимся с жителями этого городка.
- Как вы думаете, кто живет в этом городке? (Буквы и звуки)
- Для чего нужны буквы? (Чтобы писать письма, сказки, стихи).
- Для чего нужны звуки? (Чтобы разговаривать с друзьями, с мамой).
- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем, звуки произносим.)
Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.
На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Назовите их Б В Г Д Ж З и т. д.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше.
До следующей станции мы полетим на самолете. Занимайте места, в путь. (Дети имитируют самолет “У-у-у”).
Внимание, внимание!
Наш самолет терпит крушение на острове “Ошибка”. Мы не сможем лететь дальше в страну Азбуки, пока не исправим здесь все ошибки. Вы мне поможете, ребята? Кто хочет попробовать первым? (Дети исправляют ошибки.)
1 задание: На фланелеграфе выставлены два ряда букв.
Д, Л, А, З, В. (1 ряд)
- Какая буква здесь лишняя? Почему? (А - гласная среди согласных)
А, О, У, Э, Ы, И, Р. (2 ряд)
- Какая буква здесь лишняя? Почему? (Р. - согласная среди гласных)
2 задание: На доске написаны слова с пропущенными буквами:
З. НТ
КУКЛ.
ФЛ…Г
МАШ. НА
Дети читают слова, печатают пропущенные буквы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, и теперь мы можем отправляться дальше. Заводите моторы. (Дети имитируют движения.) “Ж-ж-ж У-у-у” полетели. Следующая остановка у нас в городе “Загадки”. Наш самолет идет на снижение, приземляемся “Ш-ш-ш”.
А здесь нас ждут загадки. Попробуем их отгадать?
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
- Сколько слогов в слове “Радуга”? (Дети делят слово на части (слоги, сопровождая каждое слияние хлопком, при индивидуальных ответах используется металлофон. РА-ДУ-ГА – три части.)
На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдет –
Задом наперед. (Рак)
- Сколько слогов в слове “Рак”? (РАК – один слог.)
Снаружи красна, в нутрии бела,
На голове хохолок – зеленый лесок. (Редис)
- Сколько слогов в слове “ Редис”? (РЕ-ДИС – два слога.)
На ромашку у ворот опустился вертолет –
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
- Сколько слогов в слове “Стрекоза”? (СТРЕ-КО-ЗА – три слога).
Воспитатель: Молодцы, ребята, и здесь вы хорошо справились с заданием. А дальше мы поедим на лошадках, но чтобы до них добраться, надо переплыть реку.
Физминутка:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вышли на берег пустой
И отправляемся дальше за мной.
Воспитатель: Мы с вами переплыли речку, а теперь поскакали дальше на лошадках. (Дети имитируют езду на лошадках, прищелкивая язычками.) Ребята, давайте остановимся на этой полянке. Посмотрите, сколько здесь необычных цветов, но их лепестки (картинки) разлетелись, нам надо собрать лепестки к подходящему цветку.
Дидактическая игра «Определи количество слогов». Определите количество слогов в названии картинок, которые вы видите перед собой и поместите их к нужному цветку (где 1 цветок - картинки с одним слогом, 2 цветок - с 2 слога-ми,3цветок-с 3 слогами).
В:- Молодцы!
В: -Становитесь все в кружок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, пожалуйста, вокруг, как много бабочек прилетело на цветы. Они такие красивые.
А вы не хотите немного побыть бабочками, а если согласны, закройте глаза.
Глазки закрываются,
Все в бабочек превращаются.
Полетели дальше. (Дети имитируют полет бабочек.)
Мы прилетели в страну Азбуки, приготовились к обратному превращению.
Глазки закрываются,
Все в деток превращаются.
Вот, ребята, мы с вами и добрались до знаменитой страны Азбуки.
Но нас туда не пропустят, пока мы не выполним последнее препятствие. Вы готовы?
А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Молодцы ребята, справились с заданием!
А кто из вас знает, что такое Азбука? (Азбука это когда все буквы стоят по порядку.)
Воспитатель:
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишнем,
Но для тебя они - ключи
Ко всем чудесным книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку!
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”.
Давайте, ребята, мы вспомним все буквы и прочитаем их по порядку. (Дети выполняют задание.)
(Раздается звонок колокольчика.)
Ребята, вы слышали звон колокольчика? Когда вы пойдете в школу, с его звона будут начинаться и заканчиваться все ваши уроки.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ (рефлексия) :
- Понравилось ли вам сегодня наше путешествие?
- Что больше всего понравилось?
- Хотите ли вы идти в школу?
- Зачем люди ходят в школу?