Гришина Оксана Александровна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29
(Цветочный город) 143405,
Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15
Гришина О. А.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему : «Осенний калейдоскоп»
Цель:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
- Упражнять в умении распознавать листья различных деревьев;
- Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;
- Закрепить умение пользоваться техникой «печатанье листьями»;
- Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать, чуткое и бережное отношение к природе.
Материал:
Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Проектор. Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Гуашь, кисти, палитра для смешивания красок, баночка с водой, клеенка, салфетка, лист формата А-4 цвета, листья настоящие
Ход занятия:
Организационный момент. - Здравствуйте, дети! Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые.
Покажем всем, какие вы веселые?
Солнышко проснулось и потянуло лучики.
Покажите, как солнышко просыпается? (Мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются).
Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам.
Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные.
Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть какая бывает осень. (Дети рассматривают три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября)
Стихотворения «Приметы осени» :
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь – Значит, наступила ОСЕНЬ.
Воспитатель:
Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое разнообразие красок!
Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом.
Каких только цветов и оттенков не увидишь!
А поздней осенью льют дожди, листья уже опали.
А вот и снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.
Игра "Погода осенью"
Воспитатель передает мягкую игрушку солнышко детям и они должны ответить на вопросы.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью :
• • Когда идет дождь – дождливая,
• • Когда дует ветер - ветреная
• • Холодно - холодная
• • Пасмурно - пасмурная
• • Сыро - сырая
• • Хмуро - хмурая
• • Ясно - ясная
Воспитатель:
Молодцы ребятишки хорошо вы знаете какая бывает погода осенью!
Воспитатель: Дети как вы думаете сколько месяцев во времени года осень? Назовите их.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети:
Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре
Дети:
Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети:
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель:
Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки. Давайте мы сейчас с вами отгадаем несколько загадок.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто…
(листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (лужи)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: правильно отгадали ребята все загадки, какие вы молодцы. А сейчас послушайте стихотворение "Осень".
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка).
Физкультминутка: "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель:
- А вот и осенняя мастерская.
Проходите, ребята, располагайтесь.
У меня есть корзинка!
Смотрю я в корзинку, ну и дела!
Смотрите, ребята, листья цветные.
Листья цветные, да не простые!
Воспитатель:
Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.
Игра «Угадай, с какого дерева листок». Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят с какого он дерева.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Ой, а что это у меня там шуршит в корзинке? -Это ежик! Я когда шла к вам в детский сад, то встретила ёжика и он мне пожаловался, что ему холодно зимой спать. Давайте ему поможем! Только я не знаю, как. Ребята, как можно согреть ёжика? (Ответы детей)
Может сделаем для него одеяло?
Воспитатель:
- Эта корзинка с листьями.
- Кто догадался, каким способом мы будем рисовать?
- «Печатать листьями»
- Что нам для этого нужно?
- Листья, кисточка, лист бумаги, краски.
- Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?
- Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.
Ребята, давайте вспомним сам процесс печатанья листьями. Что мы будем делать вначале?
- Нам нужно выбрать лист, на него кисточкой нанести краску, а потом лист приложить к бумаге. Тоненькой кисточкой прорисовать прожилки на листочке.
- Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.
Итак, ребята можно начинать.
Я тоже буду рисовать с вами осеннее одеяло для ежика. (Дети выполняют работу под музыку) (звуки природы)
Подведение итогов занятия:
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие у нас одеяла, нарядные, весёлые, а веселые они от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость
окружающим.
- Вы славно поработали сегодня. Скажите, дети, у вас получились одеяла? Понравилось вам создание осенней композиции? С каким, настроением вы уходите? Спасибо вам за творчество. У меня для вас есть небольшие подарки.