Губайдуллина
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии «Река времени» «Куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Формирование у детей представлений у детей о временных отрезках : прошлое и настоящее, на примере преобразования куклы, и интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи
Обучающие:
• Сформировать представления о видах кукол, материалах изготовления и их особенностях, в процессе путешествия по реке времени.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии „Река времени“ „Куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
• Познакомить с временными понятиями : прошлое время, настоящее время.
• Дать представления детям, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменился со временем от простого к сложному.
• Изучить технологию изготовления народных кукол на примере одной куклы -колокольчик.
Развивающие:
• Развивать память, внимание, речь, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.
• Художественный вкус, воображение.
• Развивать эмоции детей, посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предметам старинного быта.
• воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.
Форма организации: подгрупповая
Предварительная работа: работа по проекту «Мы патриоты»
Планируемый результат: Дети проявляют познавательный интерес; сотрудничают, самоутверждаются в процессе группового взаимодействия, умеют работать в группе. Дети запоминают материал, опираясь на зрительную память; умеют логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.
Формы работы, методы и приёмы Деятельность детей, педагога
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Речевая активность
Художественное слово
Песочная терапия
Продуктивная деятельность детей-рисование на песке
Исследование кукол настоящего времени
Речевой диалог.
Речевая активность
Работа с панно «Прошлое и настоящее время» соотнесение кукол настоящего времени к изображению домов настоящего времени.
Упражнение «Назад в прошлое»
Работа в музее «Русская изба»
Речевая игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу»
Художественное слово
Речевая активность
Исследование народных кукол
Беседа «Куклы старины»
Дидактическая игра «Какая кукла»
Беседа «Кукла колокольчик»
Исследование куклы
Художественное слово
Продуктивная деятельность «Изготовление куклы колокольчик»
Упражнение «Назад в настоящее»
«Прошлое и настоящее время» соотнесение кукол прошлого времени к изображению домов прошлого времени.
Рефлексия
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
Дети, сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы изобразите на песке того, о ком слышите.
У меня есть кукла Таня
В ярком красном сарафане.
С толстыми косичками,
с длинными ресничками.
Дети, кого вы нарисовали на песке?
Мы нарисовали на песке куклу, потому что в стихотворении говорится о ней.
Молодцы!
Девочки, а вы любите играть в куклы?
Да, кукла, это моя любимая игрушка.
Посмотрите, я вам принесла разные куклы, возьмите куклы и рассмотрите их.
Куклы нарядные, красивые, они все такие разные.
Какие части тела есть у куклы?
У куклы есть голова, шея, туловище, ноги, руки.
У куклы есть лицо?
Да, у куклы на лице глаза, ресницы, брови, нос, рот.
Молодцы, эти куклы настоящего времени, в которые вы играете сейчас. Я предлагаю вам подойти к панно «Настоящее время» и посадить этих кукол.
Очень давно -в прошлом времени, ваши бабушки играли в куклы, которые, выглядели и назывались по -другому. Хотите узнать?
Да.
Вот сегодня мы с вами поговорим о них.
И для того, чтоб нам увидеть эти куклы, нам нужно отправиться в прошлое, готовы?
Да!
Посмотрите, у меня есть пульт от машины времени, сейчас я его настрою на прошлое, и мы перенесемся туда.
Вот мы и в прошлом.
Мы оказались в русской избе, она совсем не похожа на современные дома. В таких избах жили ваши бабушки.
Присаживайтесь на лавочки.
А вы знаете русские народные пословицы?
Я предлагаю поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
Не красна изба углами, а красна … пирогами.
Вся семья вместе, так и душа … на месте.
Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
Молодцы, посмотрите, у нас тут бабушкин сундучок стоит.
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
посмотрите, сколько кукол хранит сундучок. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Таких кукол мастерили в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них делали родители, когда подрастали, учились мастерить уже сами. Все эти куклы имеют разные названия и внешний вид, но у них есть одно сходство, они безликие. Лико- это лицо по старинному.
Как вы понимаете, что значит безликие?
Это значит куклы без лица, без глаз.
Верно. Самое главное было то, что при их изготовлении не применялись инструменты- игла и ножницы. Народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды, размером не больше кулака.
Дети, я предлагаю поиграть в игру «Какая кукла»
Кукла из тряпок-тряпичная
Кукла из соломы-соломенная
Кукла из глины-глиняная
Кукла из дерево-деревянная
Кукла из ваты-ватная
Молодцы, вот какие разные куклы были у ваших бабушек.
Дети, я сегодня хочу ближе познакомить вас с куклой колокольчик, а потом мы сделаем её. У куклы 3 юбки.
И счастье складывается из 3 частей: здоровья, радости, спокойствия.
Это куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье – она оберегает от плохого настроения, и поэтому считается оберегом. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия. Дети, какой мы праздник скоро будем праздновать?
Новый год.
Правильно, я хочу вам предложить изготовить такие куклы колокольчики в подарок вашим бабушкам. Когда мастерят такие куклы-обереги, нужно чтоб было хорошее настроение, а какое оно у вас?
Хорошее, отличное.
Ну что мастерицы, коль готовы, сейчас мы разомнем наши пальцы и начнем.
«Маланья»
У Маланьи, у старушки
( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
1. Закрепить нить на колокольчик, соединить с основой будущей головы, обматывая ее ниткой. Закрепить нить петлей.
2. В центр самого большого круга ткани с изнаночной стороны вложить голову будущей куклы и туго обмотать нитью, закрепить петлей.
3. Получившийся сверток обернуть лоскутом меньшего размера, обмотать нитью, закрепить.
4. Таким же образом обернуть голову куклы самым маленьким лоскутом.
5. Белый прямоугольник – это лицо и ручки куклы. Середину прямоугольника обернуть по голове и закрепить, обвязав нитью на шее.
6. Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь.
7. С обеих сторон завернуть рукав внутрь. Перевязать нитью, как манжеты.
8. Повязать платочек на голову.
9. К атласной ленте закрепить колокольчики, нитью привязать к рукам.
Кукла готова! Покажите друг другу своих кукол.
Дети, вам понравилось?
Да!
А теперь нам пора возвращаться в настоящее, я настрою наш пульт от машины времени на настоящее время.
Вот здорово, вам понравилось наше путешествие?
А теперь я предлагаю вам подойти к нашему панно «Прошлое и настоящее время» и сказать, эти народные куклы колокольчики к какому времени мы соотнесем?
Куклы колокольчики относятся к прошлому времени.
Верно, куклы к вас получились замечательные, я думаю ваши бабушки будут рады такому подарку.
Скажите, мастера и рукодельницы, чем мы сегодня занимались?
Мы говорили о старинных куклах, мастерили их.
Как называютcя куклы, которые оберегают от несчастий?
Куклы- обереги.
Вспомните, какую куклу мы делали для наших бабушек?
Мы делали куклу колокольчик.
Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Я испытывала чувство радости.
Замечательно, мы должны знать историю своего народа, так как без прошлого не бывает будущего.
Ребята, если вам понравилось наше путешествие, возьмите карточки с изображением веселого домовёнка, а если нет, то с изображением грустного.
Спасибо.