Вера Алексаткина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
образовательной деятельности
по образовательной области :
«Познание» (рэмп) (средняя группа).
Тема: «СЧЕТ ДО ПЯТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 5.»
ЦЕЛЬ:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Счет до пяти, Число и цифра 5“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: медвежонок и зайчонок (игрушки, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-7.
РАЗДАТОЧНЫЙ: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 на каждого.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Введение в игровую ситуацию.
Вспоминаем с детьми, к кому они ходили в гости в прошлый раз.
- Как вы думаете, где живут наши друзья? (В лесу.)
- Правильно. Ребята, медвежонок вместе с зайчонком зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)
- На чем можно добраться до леса? (Дети предлагают разные варианты, но выбирается поезд.)
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билет на поезд».
- Ребята. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем мы сядем в поезд? (Купить билеты.)
- Верно. А где покупают билеты? (В кассе.)
- Кто знает, как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)
-Сколько нужно билетов купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько нас, детей.)
- Молодцы! А сейчас мы с вами подойдем к столу-кассе. Вы видите на нем лежат карточки- билеты с нарисованными на них предметами. Нашими билетами будут служить только те карточки, на которых изображено 4 предмета. Прошу вас приобретайте билеты, а я буду проводником и проверю ваши билеты около поезда. (Дети самостоятельно покупают билеты.)
Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так: «У меня нарисовано 4 куклы и т. п.». Проводник забирает билет.
Но может быть и то, что ребенок выберет карточку не с 4 предметами, тогда прошу его пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.
- Итак, все пассажиры на местах, билеты проверены – в путь!
- Посмотрите направо (налево).
2.2 Игра «Отдых в лесу».
- Уважаемые пассажиры мы прибыли в лес.
Дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в лес.
- Ребята, давайте вспомним как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – дом для зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.)
- А сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «По ягоды» (начало).
Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребенка.
- На нашей лесной полянке растут ягоды. Какие ягоды вы знаете?
- Хорошо. На какие ягоды похожи красные и синие круги? (Выслушиваются все ответы детей, после чего показываю детям изображение земляники и черники.)
- Итак, медвежонок собрал 4 землянички.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.
- Зайчонок собрал столько же ягод черники.
Дети под красными кругами выкладывают синие.
- Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)
- А почему вы выложили 4 синие ягодки? (Ответы детей.)
- Вдруг медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. (Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.)
- Сколько теперь ягод земляники?
Дети хором считают. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)
4. Открытие нового знания.
4.1 Игра «По ягоды» (продолжение).
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники?
- Кто знает, какое число следует за числом четыре?
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
- Так давайте же вместе посчитаем до пяти.
- Итак, при счете после 4 идет 5.
- Как же получилось 5 ягод? (Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.)
- А как вы думаете, каких ягод теперь больше? (Земляничек.)
- Как сделать поровну? ( Два варианта ответа: либо убрать одну землянику, либо добавить одну ягоду черники. Выбираю вариант добавить чернику.)
- А сейчас превратимся в фокусников.
- Сколько теперь ягод земляники (черники?
- Что можно сказать про ягоды? (Их поровну.)
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1. Игра «По ягоды» (продолжение).
Раскладываю на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Рассказываю о том, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали. Они просят вас помочь им. Поможем?
- Выберите на столе карточку, которую надо послать лисенку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.
Возникает затруднение, так как не все дети знают, как пишется цифра 5.
- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)
6. Преодоление затруднений.
6.1. Игра «По ягоды» (окончание).
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у кого-либо.)
После этого показываю им карточку, на которой написана цифра 5.
Делаю вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. Игра «Ягодка для мамы».
- А теперь представим, что мы оказались на земляничной поляне.
Дети ходят по группе и изображают, как они собирают ягоды.
- Хотите отнести ягод маме?
- Но вот беда. У нас нет с собой корзинок. Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке и т. п.)
Дети изображают свой способ в движении.
7.2. Игра «Вкусные ягоды».
Дети садятся за столы, и я предлагаю им съесть вот сколько (1) ягод земляники. Дети должны взять в руку один красный круг.
- А теперь съешьте вот столько (5) ягод земляники.
Дети выполнить задание не могут.
- Почему вы не можете выполнить просьбу?
- Съешьте вот столько (5) ягод черники?
- Сколько ягод у вас осталось?
- Какие это ягоды? (Земляника.)
8. Итог занятия.
Собираю детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что интересного сделали?
Хвалю всех детей и говорю о том, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.