Мария Бокова
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Белая берёза»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать слова автора о березе.
Задачи:
Образовательные : использовать выразительные средства); помогать объяснять детям основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, обучать детей технике речи.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Заучивание стихотворения С, А, Есенина „Белая берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
Развивающие: продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Воспитательные: помогать почувствовать выразительность языка произведения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух.
Предварительная работа: наблюдение за березкой на участке сада, рассматривание иллюстраций к стихотворению, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. А. Есенина, портрет С. А. Есенина, словесная игра «Подбери слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза» (подберезовик (гриб, березняк (берёзовый лес, роща, березовый (сок).
Активизация словаря: кайма, кисти, серебро, бахрома, чувство, поэт.
Наглядный материал: пейзаж с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, значки-символы.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Мотивационный момент.
- Ребята, послушайте народные загадки и попробуйте отгадать о чем или о ком пойдет речь на нашем занятии.
Избы белёны, маковки зелёны.
Белый передник, зелёная коса.
Белый сарафан черной ниткой сшит.
Это дерево раз в год сок, как будто фрукт дает.
Осенью первыми листья, как слезы, на землю роняют … (Берёзы)
- Правильно, сегодня мы с вами будем разучивать очень красивое стихотворение Сергея Есенина «Белая береза под моим окном…»
Какое сейчас время года? (зима) Какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)
- Но для начала давайте вспомним какое время года за окном? Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, морозная).
- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Ответы детей).
- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)
Словесная игра «Снежинка»
- Ребята, у меня в руках снежинка и я предлагаю поиграть. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?
( Ответы детей: белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).
Воспитатель:
Какой бывает снег? Пушистый, белый, ватный.
Какой бывает снег? Холодный, но приятный.
Какой бывает снег? Колючий и скрипящий.
Какой бывает снег? Бывает Настоящий!
2. Первичное чтение Сергей Есенин «Береза»
- О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.
- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина.
Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России!
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
3. Словарная работа (уточнение лексического значения слов).
- Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.
Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
И стоит береза в сонной тишине, (все замерло.)
И горят снежинки в золотом огне.
- Как вы думаете, почему поэт пишет, что снежинки горят?
- Разве снег горит? (это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки.)
А заря, лениво Обходя кругом,
Осыпает ветки Новым серебром.
- Вам понравилось это стихотворение? (Да, очень.)
- И прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, давайте превратимся в березок.
4. Физкультминутка «Березка».
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов,
И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).
Разойдемся в круг большой (руки в стороны,
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох,
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам,
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).
(Дети садятся на места и приступают к заучиванию стихотворения)
5. Заучивание стихотворения :
Ребята, заучивать стихотворение мы будем с помощью предметных картинок, которые размещены на доске. Посмотрите внимательно, в правильном ли порядке они размещены? Я буду читать стихотворение, а определяйте последовательность каждой картинки.
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Повторяют все стихотворение вместе опираясь на предметные картинки, которые служат мнемосхемой к стихотворению.
Затем девочки рассказывают стихотворение, а мальчики слушают и наоборот.
6. Словесная игра «Скажи по-другому».
- В стихотворении есть такие строчки : И горят снежинки в золотом огне.
- Я предлагаю одной группе обсудить и рассказать нам, как вы понимаете эти слова? Как сказать по-другому? (Блестят, блещут, сверкают, искрятся, серебрятся, светятся.)
- Вторая группа подумает и расскажет, в какую погоду любовался березкой поэт? (Поэт любовался березкой в ясную солнечную зимнюю погоду)
- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)
Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз. Чтение сопровождается показом иллюстрациий зимней берёзы.
7. Рефлексия.
-Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (Нежность, любовь к русской природе, любование ей).
- Как называется стихотворение, которое мы выучили? (Белая береза)
- Кто автор этого стихотворения? (С. А. Есенин)
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- О чем еще хотели узнать? (Ответы детей)
- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе! (Ребята встают и хлопают в ладоши)
- На этом наше занятие подошло к концу, благодарю вас за внимание.