МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели»

Наталья Шмитко
Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Река Раздольная и её обитатели»

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,

Задача: последовательное формирование у дошкольников целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Цели:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Река Раздольная и её обитатели“» размещена в разделах

• Закреплять знания о п. Раздольное как о своей малой родине;

• Расширять знания о реке Раздольное и о её обитателях – рыбах;

• Дать представление о роли воздуха для жизни рыб (и в зимнее время года).

Развивать:

- познавательный интерес детей, их экологическое сознание;

- умение логически мыслить и рассуждать;

- навыки проведения опытов, умение следовать инструкции;

• Способствовать осознанию взаимосвязи человека и природы;

• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, обитателям рек.

Образовательная область «Развитие речи»

• Обогащать словарный запас детей, активизировать монологическую и диалогическую речь;

Образовательная область «Физическое развитие» :

-сохранение здоровья детей с помощью использования здоровьесберегающих технологий: динамической паузы, подвижных игр;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- учить выполнять работу с помощью нетрадиционных техник рисования

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- поощрение стремления детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний;

- совершенствование устной речи;

- продолжать развивать умение сдержанно, эмоционально рассказывать об интересных фактах, событиях; излагать свои мысли понятно для окружающих.

- уметь выслушивать чужое мнение;

- воспитывать чувство взаимопомощи, умение радоваться успеху других.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов: «Рыбы наших вод», «Аквариумные рыбки», «Обитатели рек и озёр», «Морские обитатели», «Загадки об обитателях водоёмов».

• Беседа на тему «Что такое Родина?», «Что я знаю о своём посёлке», «Кто живёт на нашей территории», «Что такое заповедник» «Наша река», «Почему нужно беречь природу?», «Кто живёт в реке», «Отдых у реки», «Правила поведения у реки».

• Просмотр презентаций «Край, в котором я живу», «Моя малая родина- посёлок Раздольное», «Рыбье царство», «Растения родного края», «Дикие животные Приморского края»

• Экскурсия на сопку (вид реки Раздольная).

Чтение рассказов: «Рыбка» (стр. 92 Т. М. Бондаренко). «Сказка про Сазанчика» И. Токмаковой.

• Разучивание стихов, пословиц.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Берегите живое».

• Изготовление полумасок речных рыб, экологических знаков.

Материал:

Демонстрационный:

- презентация фильма о реке Раздольная, слайды с изображением речных рыб, одной морской, одной аквариумной; рыба в разрезе, сюжеты зимней рыбалки; мусор на берегу водоёмов. Ёмкость с водой, резиновая трубка, воздушный шарик, стеклянная бутылочка,

Раздаточный : альбомных листа бумаги по количеству детей, клеёнки, салфетки, перчатки, кусочки поролона, гуашь синяя, стаканы с водопроводной водой и пластмассовые трубочки по количеству детей, кусочки пластилина, полумаски речных рыб, экологические знаки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети, под музыку, друг за другом, входят в зал, останавливаются около своих мест и приветствуют гостей.

Воспитатель:- Ребята, давайте с вами вспомним, как называется край, в котором мы с вами живём.

Дети: - Мы живём в Приморском крае.

Воспитатель: А что мы родиной зовём?

Ребё нок читает стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем!

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: Так значит, что такое Родина. (Родина-это то место где ты родился, рос, где находится твой дом, где ты ходишь в детский сад).

- А для нас Родина это что? (Это наш посёлок) А как называется наш посёлок (Раздольное).

Ребё нок читает стихотворение:

Здесь дышится свободно и привольно.

Мой край родной,

Посёлок мой –Раздольное!

За что тебя люблю, родной поселок?

Здесь вся природа дышит чистотой…

Об этом каждый знает здесь ребенок,

Расскажет о любви своей любой

-Почему так называется? (Раздолье–простор, широкое свободное пространство).

Воспитатель: -Я предлагаю вам посмотреть фильм о нашем посёлке.

Дети садятся на стулья

(Показ небольшого фрагмента из фильма о п. Раздольное)

Воспитатель: Что ещё мы знаем о своём посёлке?

Дети : Раздольное – посёлок большой, улицы широкие, стоит на пригорке. С одной стороны у нас сопки, с другой долина рек.

-А знаете ли вы ребята, как образовался наш посёлок?

Дети по очереди рассказывают:

- В давние, давние времена вдоль реки рос могучий лес – тайга. Было в том лесу много диких ягод, грибов. Водились в лесу дикие звери: кабаны, олени, лисы, тигры.

-Жили птицы: фазаны, совы, дрозды. В реке было много рыбы. По указу царя на берегу реки создали военный пост, для охраны границ России. Первыми обживать далёкую окраину пришлось людям военным.

-Чуть позже сюда стали переселяться семьи крестьян из других областей России. Обживались, наскоро сооружая мазанки - временные жилища из хвороста с глиняной обмазкой. Затем появились первые избы.

-Дома ставили вдоль реки, так как издавна люди селились на берегах рек, чтобы не только вести торговлю, но и прокормиться. Так и образовался наш посёлок, и назвали его Раздольное.

-Уникальность и большую значимость Раздольному придавало речное судоходство. Река была очень широкой, полноводной и глубокой. Весной, как только сходил лёд, к пристани в Раздольном швартовались лодки и шаланды, доставлявшие переселенцев и их пожитки. А также по реке курсировал небольшой пассажирский пароход «Пионер», который два раза в неделю доставлял пассажиров и грузы в Раздольное из?

Слайд?

Воспитатель: Так на берегу какой реки мы с вами живём?

Дети:- На берегу реки Раздольная.

Воспитатель: Сейчас наша река уже не такая широкая и глубокая как раньше и по ней не ходят пароходы, но она посей день славится рыбной ловлей.

(Показ слайдов).

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

«Чешуя – кольчужка

Серебром горит

Не птица, не зверюшка

И не говорит!» (рыба).

- Догадались, о ком пойдет сейчас наша беседа? – о рыбках.

- Где живут рыбы?

Дети: -в воде: в реках, озерах, морях, океанах, водоемах, аквариумах (искусственные водоемы).

- Побеседуем о рыбах, живущих в нашей прекрасной реке.

- Каких речных рыб вы знаете? Назовите, пожалуйста (ответы детей).

В: -Вот какая красивая и разная рыба водятся в реке Раздольной. Можно сказать «Рыбье царство»- гордость нашей реки.

Игровые задания «Узнай и назови рыбу», «Найди лишнюю»

Слайды

На экране по одной появляются речные рыбы: карась, сом, сазан и т. д, акула и золотая рыбка. Дети называют их. Затем показ слайда речных рыб вперемежку с морской и аквариумной (акула и золотая рыбка). Дети отмечают, какие из них лишние и почему: акула – морская рыба, золотая рыбка – аквариумная (если затрудняются помочь).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, слышат ли рыбы? (они слышат звуки, хоть у них нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо).

Проводится П/ игра «Внимательная рыбка»

-Дети в полумасках речных рыб «плавают» стайками и по одному.

Под быструю музыку бегают (плавают) по залу. На тревожную музыку замирают на месте. На спокойную музыку приседают.

Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются рыбы от других животных?

(Ответы детей)

-А хотите узнать, почему рыбы не тонут (Ответы детей)

Опыт «Рыбка – резвушка» (фронтальный)

- Мы с вами проведём опыт, но прежде чем начать я хочу вам кое-что показать (Показ слайда «Рыба в разрезе, воздушный пузырь»)

- У рыбы есть плавательный пузырь.

- Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объем уменьшается, рыба идёт вниз.

- А когда нужно подниматься – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Проводится опыт: В стеклянную прозрачную бутылку помещаем сдутый воздушный шарик, в который вставлена резиновая трубка, плотно обмотанная ниткой. Помещаем в ёмкость с водой бутылку. В бутылку наберётся вода и она опуститься на дно. Нужно дунуть в трубку, шарик в бутылке надуется и наша «рыбка» всплывёт. На поверхности шарик сдуем и «рыбка» вновь опуститься на дно.

Воспитатель: -Что делает наша рыбка? (опускается - погружается и всплывает).

-Что ещё помогает рыбакам плавать в воде? (хвост, плавники, туловище).

Туловище - обтекаемой формы, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади.

Хвост - как руль, помогает поворачивать вправо, влево.

Плавники – расположены на брюшке (брюшной, на грудке (грудной, на спине (спинной) плавник, есть и хвостовой плавник.

-А чем же дышат рыбы? (жабрами) (слайд).

-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.

- Какими органами мы дышим? (носом, легкими).

Предложить детям глубоко вдохнуть.

-Что мы вдохнули? Воздух. Он вокруг нас, но мы его не видим, т. к. он невидимка, прозрачный.

- Рыбы, как и люди, дышат … (воздухом).

- Есть ли воздух в воде?

Опыт «воздух в воде».

Воспитатель предлагает детям взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть.

-Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Бросьте кусочек пластилина и на него тут же начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Это и есть воздух.

-В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? ( Дети: из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).

-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.

-А когда в реке воздуха мало?

Дети: когда вода замерзает и превращается в лёд

Воспитатель: - Иногда лед бывает очень толстый - не только ходить, даже ездить можно по нему.

Вот тогда – то рыбам несдобровать! Как вы думаете, хорошо им живётся подо льдом? (рассуждения и высказывания детей).

Предложить закрыть нос и не дышать. Легко ли вам без воздуха? И рыбам порой его так не хватает.

Из-за толстого слоя льда, нет доступа воздуха к воде.

Рыбы хоть и подплывают к поверхности воды, но мало толка, только об лёд бьются, а воздуха вдохнуть не могут.

Слайд «Рыбы у льда»

- Вот и пошла отсюда поговорка «Бьётся, как рыба об лёд»

(Человек старается, хочет что – то сделать, а у него не получается).

- Как же мы с вами, люди, можем помочь рыбам? Чтобы они не задохнулись и не погибли зимой? (Прорубить окошки-лунки, проруби)

- Чем же можно прорубить лунки? (при помощи лома, ледоруба, бура, различных рыбацких приспособлений)

Слайд «Рыбак с ледобуром»

-Воздух будет поступать к воде, смешиваться с ней и это спасёт рыб.

Слайд «Щука в проруби»

Этим занимаются работники рыбнадзора, да и рыбаки, приходя на зимнюю рыбалку, помогают им в этом!

Слайд «Рыбаки»

Воспитатель: - Вы гордитесь тем, что живёте на берегу такой прекрасной реки «Раздольная»? (Да).

Воспитатель: Почему?

Дети: - Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

Воспитатель: - А люди порой относятся к реке и её обитателям небрежно. Не соблюдают «правила этикета».

Показ слайда

Воспитатель: - Как же мы все должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями, демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении (не засорять реки - не бросать мусор, не мыть на берегу, в реке транспорт, не ловить мальков и головастиков, не мучать лягушек, не пугать в камышах уток и гусей. Если увидишь живую рыбку на берегу, помоги ей добраться до воды в свой домик).

Защита детьми экологических знаков:

1-й ребёнок

У живности свои заботы,

И каждая – дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

2-й ребёнок

У реки свои зверюшки:

Улитки, рыбки и лягушки…

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3-й ребёнок

Если речку не беречь

Перестанет речка течь

Зарастет высокою

Острою осокою

4-й ребёнок

Ты разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем –

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5-й ребёнок

Ты у реки и в ней – велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода –

Для рыбок настоящая беда!

6 - ребёнок

Воспитатель: А какие вы знаете поговорки и пословицы о природе?

Дети:

-Кто природу губит, тот свой народ не любит!

-Кто умеет добрым быть, сможет природу беречь и любить!

-Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Воспитатель: -Ребята, я для вас подготовила загадку: посмотрите перед вами листы бумаги, угадайте кто здесь нарисован? (Дети садятся за столы. Перед ними лежат листочки с заранее нарисованными воском силуэтами рыбок. Дети отмечают, что ничего не видят).

Воспитатель: - Предлагаю вам закрасить лист синей гуашью и посмотреть что же получиться? (Дети закрашивают поролоновыми губками листы бумаги синей гуашью). На бумаге проявятся невидимые ранее изображения рыбок.

Воспитатель: - Что у вас получилось (Рыбки)

Воспитатель: Молоды ребята! Справились с заданием, отгадали загадку. А сейчас расположите на столе свои листочки так, чтобы получилась река. (Дети выполняют задание).

«-Рыбки плавают, резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

-Куда хотим, туда плывем

Река наш дом «Мы в ней живем!»

Дети прощаются с гостями и под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

«Профессия — археолог». Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной группы. Цель: дать детям знания о профессии археолога. Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о профессиях,.

«Профессия — астроном». Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной группы Цели: дать детям знания о профессии астронома, расширять знания детей о космосе. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ФЦКМ для детей младшего дошкольного возраста «Медведь, лиса, волк, заяц — обитатели леса» Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему: «Медведь,.

Конспект НОД «Лесные обитатели зимой» Конспект НОД беседы в старшей группе Воспитатель Бузунова С. С. Лесные обитатели зимой. Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие.

Конспект НОД по ФЦКМ «Секреты здоровья» Конспект НОД по ФЦКМ «Секреты здоровья» Бражникова Н. Я Группа старшего дошкольного возраста(5-6лет) Цель: формирование навыков здорового.

«Профессия — спелеолог». Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной группы Цели: дать детям знания о профессии спелеолога и о пещерах. Задачи: Образовательные: Расширять знания.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Морские обитатели» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Конспект НОД «Радужное море и его обитатели». Рисование ватными палочкамиКонспект НОД «Радужное море и его обитатели». Рисование ватными палочками Конспект НОД «Радужное море и его обитатели». Рисование ватными палочками. Старшая группа Описание: Конспект НОД для детей старшей группы.

НОД. По технологий — река времени. Тема: «Защитники Отечества». Тема (проект, событие): «Защитники Отечества» Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет Форма НОД: «Путешествие по реке времени» Форма организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели»
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 13:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шмитко (УИ 978266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД