МААМ-картинки

Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования

Альбина Ковшова
Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Как деревья к зиме приспосабливаются»

для детей подготовительной группы

Составила:

Воспитатель первой категории

компенсирующей группы для детей с ОНР

Ковшова А. В.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования» размещена в разделах

Задачи:

обучающие

- учить детей проводить несложные опыты,

- логически мыслить,

- делать выводы,

- понимать язык символов;

развивающие

- развивать у детей пластичность,

- понимание эмоционально выраженных движений;

воспитывающие

- воспитывать бережное отношение к природе,

- понимать её значение для жизни человека.

Материал: модели, кроссворд, музыкальное сопровождение, волшебный мешочек, микроскоп, оборудование для опытов, письмо, сказочный герой – Мудрое дерево, картошка, разноцветные листья, медальки, фишки для стимулирования деятельности детей.

Словарная работа: хлорофилл, названия деревьев, черешок, пробковый слой, крахмал.

Предварительная работа: участие в выпуске экологической газеты, рассматривание деревьев на прогулке, моделирование в блокнотах, аппликация, беседы о деревьях, словесные игры. Подвижные игры, чтение художественной литературы, просматривание презентаций о жизни растений и деревьев, рассматривание осенних листьев, работа с плакатами, составление гербариев из листьев деревьев.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: (Дети находятся в имитированном лесу у дерева)

Здравствуйте, дети! Как вы поживаете? Чем занимаетесь?

Дети: здороваются и отвечают на вопросы

Воспитатель: Я сегодня получила письмо, хотите, я вам его прочитаю? (читает текст приглашения Мудрого дерева в гости)

Дети: да

Воспитатель: А вы хотите отправиться в гости к Мудрому дереву?

Дети: хотим

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему его назвали мудрым?

Зачем мы пойдём к нему в гости?

Дети: оно многое знает

Воспитатель: Да, дети, Мудрое дерево расскажет нам много интересного и увлекательного, скучно нам не будет.

Воспитатель: Зачем человеку нужно узнавать что - новое и интересное?

Дети: Чтобы быть грамотным, умным

2. Беседа с Мудрым деревом.

Воспитатель: Отправляемся в путь (Зимний сад)

Здравствуй, Мудрое дерево! Что произошло? Дети, почему листья изменили свой цвет?

Дети: пришла осень

Воспитатель: Давайте спросим у дерева. О, чудо-дерево, мы желаем услышать твой рассказ.

Дети слушают аудиозапись разговора.

Мудрое дерево: В моих листьях идут удивительные превращения. Они начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным цветом – зелёным.

3. Словарная работа.

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнца много и листья остаются зелёными. А вот осенью, когда солнышко светит реже, хлорофилл разрушается, а восстанавливаться не успевает, зелёный цвет в листе убывает и заметным становится жё лтый: лист желтеет.

Но осенью листья не только желтеют, но и становятся какими, дети? Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.

4. Решение проблемы.

Воспитатель: Ответьте мне, с каких деревьев листья опадают зелёными?

Дети: с сирени, с ольхи

Воспитатель: Почему? Кто догадался первым? (за правильные ответы дети получают фишки)

Кто ещё догадался?

Дети: Потому что в этих листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

5. Работа с микроскопом.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в учёных. Давайте в наш микроскоп рассмотрим клетки листьев. На что похожи клетки?

Дети: на полоски, крестики, волны

6. Сюрпризный момент с чудесным мешочком

Мудрое дерево: У меня для вас есть сюрприз – чудесный мешочек. Хотите поиграть?

Дети: да

Мудрое дерево: Попробуйте наощупь определить, что за листок в нём. От какого он дерева? За верный ответ получаете фишку.

Дети: называют деревья.

7. Разгадывание кроссворда.

Воспитатель: А я вам тоже приготовила интересное задание. Давайте разгадаем кроссворд. Кто прочитает мне главное слово?

Дети: дерево

8. Физкультминутка. Этюд «Пошуршим листьями».

Воспитатель: А сейчас мы с вами превращаемся в деревья, кто-то в берёзу, кто-то в дуб, клён…

Пробежал лёгкий ветерок и качнул ветви деревьев. Листья, оставив своё пристанище на ветках, падают на землю.

(Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны, выдыхают лёгкую струю воздуха и при этом чуть колышут руками из стороны в сторон. Кружатся с поднятыми руками, плавно приседают, опуская руки на пол перед собой. Дети встают и расходятся, медленно идут, поочерёдно приподнимая то правую, то левую ноги, будто подкидывая осенние листья).

Воспитатель: Молодцы, хорошие у вас получились деревья!

9. Моделирование.

Воспитатель: А кто мне скажет, как же наступает листопад? Что это такое?

Дети: листья опадают с деревьев

Дерево: Как и у всего живого, у нас есть свои внутренние часы, которые осенние дни поворачивают в растении невидимый переключатель.

Осенью листьям тепла и света не хватает, и они меняют цвет (желтеют, краснеют). В черенке листа образуется пробковый слой. Влага не доходит до листьев по стеблю, листочки отмирают, чтобы весной вырасти заново.

10. Объяснение нового материала.

Воспитатель: Но вот листья опали, выпал снег, наступили холода. Почему деревья не замерзают? А, может, умирают?

Всё лето деревья запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева густеют, как кисель, запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы тёплые, крахмал так и до весны остаётся крахмалом, а где морозы посильнее – крахмал превращается в сахар. Движение сока почти останавливается, деревья засыпают совсем как медведи. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже и крепче спят деревья.

11. Экспериментирование.

Воспитатель: Давайте разрежем картофель и капнем из пипетки на срез. Что произошло?

Дети: картофель поменял цвет. Он стал синим.

Воспитатель: Йод окрашивает крахмал в синий цвет.

Воспитатель: Разведём крахмал в воде и капнем туда йод. Что произошло? Как вы думаете, почему раствор стал синим?

Дети: в картофеле есть крахмал

Воспитатель: Как он превращается в сахар? Дома вы это сможете проверить, ели поместите картошку в морозилку, потом сварите и попробуете – она должна стать сладкой.

12. Работа со схемами.

Воспитатель: Давайте нарисуем цепочку жизни дерева в блокнотах.

Подумайте, с чего начать? Как можно изобразить хлорофилл? Не забудьте поставить стрелки, установив последовательность.

13. Закрепление пройденного материала.

Воспитатель: Для чего деревьям листья? Вспомните, о чём мы с вами говорили? Кто сможет дать мне ответ, используя модели? (дыхание, испарение, очищение).

Воспитатель: Могут ли чувствовать боль и ласку трава, цветы, деревья? Почему? Продемонстрируйте с помощью моделей.

Воспитатель: Чем питаются деревья?

Дети: корнями достают влагу из-под земли

Воспитатель: Как вы думаете, деревья двигаются?

Дети: да

Воспитатель: Деревья, как люди и животные, живые. Их нельзя обижать: ломать ветки, рвать листья, обдирать кору.

Давайте нарисуем знаки и развесим их на нашем Мудром дереве. А зачем нам вешать знаки?

Дети: люди должны соблюдать правила поведения в лесу, бережно относиться к природе, не ломать деревья и кустарники.

Воспитатель: Как лучше их изобразить? Почему вы выбрали красный цвет? Сравните сои знаки? Чего не хватает?

14 Подведение итогов.

Воспитатель: Мы сегодня славно потрудились и узнали много нового и интересного. Что вам запомнилось больше всего?

Дети отвечают

Воспитатель: Мудрое дерево хочет наградить самых активных ребят медалями за проявленную эрудицию, и всех детей сладкими призами. Давайте ещё раз посмотрим на знаки и запомним правила поведения с деревьями и растениями. Мне понравилось, как вы сегодня работали, думаю, что полученные знания вам пригодятся в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Совместная деятельность детей и родителей по сенсорному развитию «Путешествие в страну Игралочку»Совместная деятельность детей и родителей по сенсорному развитию «Путешествие в страну Игралочку» В нашем дошкольном учреждении доброй традицией стало проведение Дня открытых дверей. Педагоги организуют творческие площадки и мастерские. В.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 13:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Ковшова (УИ 272575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД