Ольга Мельникова
Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой — Утешница» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 5-7 лет
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения куклы, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать умение и желание делать подарки своими руками.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с народной тряпичной куклой — Утешница“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Шел козел по лесу»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, магнитофон, фонограммы русской народной песни и русской народной песни-игры «Шел козел по лесу» (см. приложение 1); «волшебный» сундучок с экспонатами тряпичных кукол; презентация «Народные тряпичные куклы»; кукла «Утешница».
Раздаточный материал: белый ситец (15см*15см, цветная ткань (11см*23см, кусочек ваты или ветоши, нитки, ленточки (15см и 20см, косынка (треугольник); салфетки, конфетки и ножницы.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
I. Организационный момент
Дети играют с игрушками в игровой, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, ….)
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Ольга Искусница.
Посмотрите на мой наряд. (Кружится)
Нравиться?
-А сейчас носят такие наряды?
-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
- Ой, а что это у вас в руках?
-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
- …., скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках?
-А из какого материала она сделана?
-Значит она какая?
(Спросить 4-5ребенка)
-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
(Показывает тряпичную куклу)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется Утешница.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.
(Звучит русская народная музыка, все проходят в мастерскую)
II. Знакомство с мастерской.
-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
Вот моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
III. Рассказ воспитателя. (просмотр презентации)
«Народные тряпичные куклы» (виды кукол)
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют Утешницей?
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
IV. Русская народная песня-игра «Шел козел по лесу».
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения.
(см. приложение 1)
V. Продуктивная деятельность.
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!
3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.
5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка? (Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает?
6. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
VI. Итог занятия
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)
Приложение №1.
Русская народная песня-игра «Шел козел по лесу»
Текст и правила игры:
Выбирают одного ведущего — «козла».
Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу, («Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога»).
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл. (Приглашает поклоном выбранную девочку. «Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу).
— Давай Коза попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем (Прыгают на двух ногах).
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, давай, (Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону).
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем (Стоя па месте, хлопают в ладоши).
И ножками потопаем,
Потопаем, давай, (Топают ногами, высоко поднимая колени).
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем, (Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками»).
И весело попляшем,
Попляшем, попляшем давай! (Кружатся подскоками).
Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.
2 вариант игры (Этот вариант игры хорош для фольклорного праздника):
Ведущий с платочком или с игрушкой стоит в центре круга. Остальные дети — по кругу парами. Они притопывают ногами, слегка поворачиваясь в разные стороны, совсем немножко продвигаясь по кругу, и поют:
Шел козёл дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашёл козу безрогую,
Безрогую нашёл.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Всё горюшко размыкаем,
Размыкаем с тобой.
Песня исполняется участвующими взрослыми весело, задорно, дети подпевают. По окончании песни ведущий подбрасывает вверх платочек, и все участники быстро перебегают по кругу и встают с новой парой, причем мальчики должны стараться встать с девочкой. Ведущий выбирает на свое место любого ребенка, и игра повторяется снова.
Движение по кругу не должно быть быстрым, оно должно быть естественным и даже несколько замедленным. Главное в этой игре — насколько естественно дети двигаются под музыку. Игра будет проходить веселее, если платочек будет подбрасываться в любой момент, неожиданно.