Получи документы

Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»

Галина Прокопчук
Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центра развития ребенка – детский сад №23

Красносельского района Санкт – Петербурга

Конспект НОД для подготовительной группы.

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

Используемые технологии:

1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

2. Здоровьесберегающая (физкультурная минутка)

Составила:

Воспитатель Прокопчук Г. Н.

Санкт – Петербург

2019г.

Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.

2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа

5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

Оборудование: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры «Юрта». Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.

Предварительная работа:

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят. (

3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

8. Посещение музея истории Бурятии.

Ход занятия

Воспит. Здравствуйте, дорогие гости, друзья! Привествуем, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции.

Заходят дети в бурятских костюмах.

Воспит. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа. То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков.

- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)

- Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди (юрта)

- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются.

Воспит. Давайте вспомним, как мы были в гостях в музее. истории Бурятии. Что видели в юрте? (очаг, божница, где размещались священные книги, бурятские предметы; кровати, орудия труда)

- А как называлось поселение, где жили буряты? (улус)^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

- А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.

- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

- Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра "Юрта ".

Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос, переходит на следующий прямоугольник.

- Внимание на экран (на экране - юрта)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)

- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.

В круглой красивой юрте живут буряты.

- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

- Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)

- Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра: "Детеныши животных"

У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)

У коровы.

У лошади.

У овцы.

У верблюда.

- Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных. Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Проблемная ситуация

Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)

- Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)

- А сейчас мы с вами перекочуем на летнее пастбище. Рассматривание и рассказывание "летнего пастбища"

*

- Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места).

- Назовите основные продукты питания бурят?

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"

Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд! Сагаан Ьараар! Сагаалганаар!

Сейчас продолжается праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома ч Полине Булгатовте - преподношу хадак.

- Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем! Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке. Повторяйте за мной

бурятские русские

1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Беясит хитрая лиса

2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы

3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?

Буд. Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы

1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.

2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.

3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников

- умным становишься.

4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.

Буд. Какие у вас хорошие дети, такие умные пословицы знают. За это я вам еще один подарок хочу преподнести. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай). Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"

Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе. (Отдает воспитателю)

- А еще какие предметы национальной одежды бурят вы знаете? (Ответы детей)

Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят. (Показ слайдов)

- Я вам предлагаю дидактическую игру "Одень бурятские куклы" дети одевают куклы и рассказывают о своих куклах (Как зовут, во что одели и т. д.). Буд. А знаете ли вы, что самой любимой игрой в семейном кругу издревле считается игра в кости, которая называется "Шагай". Игра "Шагай" - лодыжки, кости - это старинная бурятская игра, в нее любили играть и взрослые и дети. Разновидности игры: "Соберем большую кучу", "Угадай сколько косточек в руке", "Подкидывание", А теперь усаживайтесь поудобней, давайте поиграем. Игра "Шагай"

Итог.

Благие пожелания:

1 реб. Чтоб стада тучнели.

2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.

3 реб. Чтоб все были здоровы.

4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.

Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!

Дети: Баяртай!

Воспит. Всем спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект развлечения «Традиции и обычаи белорусского народа» Конспект развлечения на тему : «Традиции и обычаи Белорусского народа»Программное содержание: 1. Расширять знания о том, что наша страна.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа»Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа» «Зимние традиции и обычаи русского народа» Подготовили и провели: Логинова Т. В. – учитель - логопед Пантюхова Г. Н. - воспитатель Булкина.

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Презентацию сделала: музыкальный руководитель МБДОУ «Белочка» Горлова Наталья Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить.

Материал для папки-передвижки «Традиции и обычаи русского народа» Папка-передвижка «Традиции и обычаи русского народа». Цель: Прививать детям любовь к традициям народов России, национальным богатством,.

Презентационный материал к конспекту занятия «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Развлечение в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Тематическая неделя «Традиции и обычаи нашего народа» (старшая группа) Тематическая неделя «Традиции и обычаи нашего народа» (старшая группа) Цель: Расширять представления о народной культуре и национальных.

Традиции и обычаи мордовского народа Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»
Опубликовано: 1 мая 2019 в 21:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД