МААМ-картинки

Конспект НОД «Как жили славяне» на примере «Славянской деревни Х века» для детей подготовительной группы

Ирина Гостинщикова
Конспект НОД «Как жили славяне» на примере «Славянской деревни Х века» для детей подготовительной группы

Цель и задачи НОД: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.

Оборудование и материалы: презентация о жизни древних славян, пластилин, доски, стеки

Ход НОД:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» :

«Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы.

Без мостов речушки были,

Публикация «Конспект НОД „Как жили славяне“ на примере „Славянской деревни Х века“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Недоступны, словно море.

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым…

Были только у людей

Руки – только руки.

И трудится предок наш,

И не знал он скуки.»

Слайд 2

Карта Воспитаталь: История нашей страны начинается в давние – давние времена, когда не было еще на Земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России. Тогда селились в лесистых местах на берегах рек наши далекие предки.

- Как вы думаете, кто такие предки? (Ответы детей.)

Предки – это люди, которые жили на нашей земле много – много веков назад.

Слайд 3

Славянская деревня – вид сверху Первыми поселились на территории русской земли наши предки – древние славяне. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.

Хотите побывать в гостях у древних славян? Тогда включаем наш волшебный телевизор и отправляемся … на живописный берег реки Мста в поселок Любытино Новгородской области. Там расположена уникальная экспозиция музея под открытым небом «Славянская деревня Х века». Это точная копия поселения славян Х века, состоящая из комплекса жилых и хозяйственных построек (клети, амбара, погреба, гумна, хлебной печи, известных по материалам археологических раскопок. (на территории подлинного селища рядом с погребальными памятниками – сопкой и «каменным кругом»)

В отличие от других подобных мест, здесь всё можно потрогать своими руками: зайти в дом, зажечь лучину, растопить печь, покрутить жернова; почувствовать себя настоящим воином, примерив кольчугу и метнув копье, или настоящей славянкой, примерив женский наряд.

Случайно ли расположена деревня на берегу реки? Река – защита от врагов. Река и кормилица - источник воды, рыбы для пищи. А вокруг деревни – лес. Лес давал людям дрова, пищу. Не зря говорилось: «Возле леса жить – голодному не быть».

Посмотрите, вокруг поселения высокая колючая изгородь – частокол. Как вы думаете зачем? Нужно было защищаться и от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили.

Посчитайте, сколько зданий находится в деревне? А теперь посетим каждое из них.

Слайд 4

Дом славян снаружи Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Поэтому славяне селились большими группами – племенами. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называть деревнями.

Крышу держат длинные жерди с такими необычными формами на концах, которые назывались «курица». Устлана крыша берестой и дерном, чтоб не протекала во время дождей.

Слайд 5

Дом внутри Зайдем теперь внутрь. Осторожно, пригибаем голову, чтоб не удариться о полати…Сразу слева видим печь из камней. Как вы думаете, чем наши предки разжигали огонь? Подсказка находится рядом с печью – огниво и трут….

Слайд 6

Дом внутри Проходим дальше. Подумайте, почему не было окон? И для чего небольшое отверстие? А спали славяне вот на таких нарах, застеленных шкурами животных.

Пока топилась печь, мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения, ведь аптек тогда еще не было

Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие. Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно.

Слайд 7

Хлебная печь - Как вы думаете, что было необходимо человеку для жизни в первую очередь? (Ответы детей.) Пища, в первую очередь хлеб.

Поэтому следующий дом, куда мы пойдем, так и называется хлебная печь, где пекли хлеб для всей деревни…

Предлагаю самим «Испечь» хлеб.

2. Игра «Каравай»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «каравай». Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «караваю» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «каравая», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «каравай». Выигрывает группа, забравшая больше «караваев»

Слайды 8 - 9

Гумно Очень много труда приходилось прикладывать древним славянам, чтобы вырастить хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогали бы людям, все приходилось древним славянам делать вручную : пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб.

Гумно – место для обмолачивания зерна. Сначала снопы высушивали вокруг горячих камней, а потом молотилом отбивали зерна с колосьев.

Слайд 10

Амбар, клеть Собранный урожай зерна хранили в амбаре. ( помните: «По амбару помети, по сусечкам поскреби») А как вы думаете, для чего это маленькое отверстие под дверью? Чтоб мыши не поедали запасы зерна, наши предки использовали хорьков для охоты на грызунов.

Слайд 11

Ледник А как вы думаете, для чего вот этот невысокий домик? Для хранения мяса, молока в теплое время года. Заранее вырубали куски льда на реке и складывали в леднике…

Слайды 12, 13, 14

Кузня и плавильня Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим. И одежду, и посуду, и обувь, и оружие для охоты – все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других.

Многие орудия труда были изготовлены из железа, но железо было редко и дорого. И тогда древние славяне придумали собирать болотные руды. Болотные руды пережигались с углем в крицы – ноздреватые заготовки. Их потом многократно проковывали, выбивая шлаки.

Слайд 15

Дом старосты Во что же одевались древние славяне? Зайдем в самый большой дом деревни, это жилище старосты. Посередине стоял ткацкий станок.

Сюда переселяли девочек, которым исполнилось пять лет. Жена старосты учила девочек прясть из льна, ткать, чтобы те подготовили себе приданое.

Игра «ткачиха»

Все играющие делятся на две улицы, встают лицом к друг другу - это кросна. Их задача - ходить ровно и в темп песне

Выбирают двух водящих - это челночки. Их задача - пробегать между кроснами и не попасться между ними.

При этом поются слова:

Я веселая ткачиха (подходят)

Хорошо умею ткать

Пинч-понч-клепу-клепу (расходятся)

Хорошо умею ткать

Слайд 16

Пряха Вот так одевались девочки-славянки, а игрушками у них были вот такие куклы

Слайд 17

Рубель и скалка По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой

Слайд 18 – 19

Посуда Древние славяне пользовались посудой из глины и бересты. Отгадайте такую загадку: «Был ребенок, не знал пеленок; стар стал, пеленаться стал».

(горшок).Т. к. глиняные горшки берегли и если тот треснет, то горшок заматывали полоской бересты, как пеленкой.

Слайды 20, 21, 22

Борона, жернова, лодка Борона для сельскохозяйственных работ, с помощью жерновов измельчали зерно. А этот предмет на что похож? Да, это лодка-долбленка.

Слайды 23

Курган Когда завершался жизненный путь старосты деревни, то его хоронили вот в таких холмах - курганах

Слайд 24

Горшок из пластилина А хотите попробовать изготовить горшок так как раньше делали славяне? Ведь тогда еще не было гончарного круга…

Кусок пластилина разделим на две части. Скатаем шар из небольшого кусочка пластилина, сплющим его. Это дно будущего горшочка. Из второго куска скатаем колбаску и начинаем выкладывать стенки горшка. Потом пальцами выравниваем стенки горшка. Чтобы горшок стал привлекательным, то с помощью стека наносим на его стенки узоры. Вот и готовы наши горшочки. Осталось только произнести волшебную фразу: «Раз-два-три, горшочек, вари!»

Вот каким трудолюбивыми были наши предки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Жители деревни Снегирево и другой народ Ситцевой Страны» — творчество воспитателя для игр детей.«Жители деревни Снегирево и другой народ Ситцевой Страны» — творчество воспитателя для игр детей. Сегодня я познакомлю вас с народом волшебной Ситцевой Страны, которую мы с ребятами придумали и отображаем в своих творческих работах.

День славянской письменности и культуры в подготовительной группеДень славянской письменности и культуры в подготовительной группе Завтра, 24 мая в России будут отмечать День славянской письменности и культуры. Этот праздник принято проводить не только у нас, но и.

Фотоотчет о занятии «Мы — славяне»Фотоотчет о занятии «Мы — славяне» Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с занятия "Мы славяне", а точнее с рисунками моих воспитанников, которые они нарисовали по завершению.

Фоторепортаж «День деревни»Фоторепортаж «День деревни» 26 августа у нас прошёл праздник День Деревни. История Демихово уходит в далёкие 1877 года. Деревня своё название получила от сына князя.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект образовательной деятельности «С приветом из каменного века» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект образовательной деятельности «С приветом из каменного века» с использованием ИКТ в подготовительной группе Интеграция областей: познание, коммуникация Задачи:• Создать условия для развития познавательного интереса к родному краю, городу, его историческим.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Как жили славяне» на примере «Славянской деревни Х века» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 22:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД