Лучший педагог года

Конспект НОД «Кладовая Земли» по теме «Полезные ископаемые»

Наталья Зинец
Конспект НОД «Кладовая Земли» по теме «Полезные ископаемые»

Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми

Наталья Зинец

Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми

1. Организационный момент:

Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Методы и приё мы: чтение отрывка сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы»,

Публикация «Конспект НОД „Кладовая Земли“ по теме „Полезные ископаемые“» размещена в разделах

сюрпризный момент (шкатулка из камня,

музыкальное сопровождение («Рассвет над Москвой – рекой», М. Мусоргский,

вопросы воспитателя (почему называют полезными, какую пользу принося людям, рассматривание иллюстраций (фотографии с изображением пещер, сталагмитов, сталактитов, подземных ископаемых).

Оборудование: каски, фонарики, в контейнерах песок, глина, торф, уголь, нефть, декоративные камни.

Воспитатель читает отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы». Во время чтения звучит спокойная мелодия и появляется шкатулка.

Воспитатель обращает внимание на шкатулку, это подарок Хозяйки медной горы. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей.

Пытается открыть шкатулку, а она не открывается. Для того, чтобы открыть шкатулку воспитатель предлагает совершить научную экспедицию к недрам Земли.

Предлагает стать учёными - исследователи, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности: громко не разговаривать, идти друг за другом.

Предлагает надеть каски и взять фонарики.

Рассматривают картинки с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов, полезных ископаемых, декоративных камней.

Рассказ воспитателя о подземном мире.

Воспитатель предлагает выйти из пещеры снять оборудование.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы, принесённые из пещеры – глину, песок, нефть, торф, уголь.

Задаё т детям вопрос: Почему ископаемые назвали полезными? (приносят пользу людям).

Воспитатель напоминает детям, что они учёные и предлагает детям опытническую деятельность, чтобы понять какую пользу приносят людям – проходят в лабораторию.

2. Основная часть занятия.

Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.

Методы и приё мы:

опытно – экспериментальная деятельность (нефть добавили в воду, торф и уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)

загадки о глине, песке, угле.

Игра: «Мы – песчинки»

Материалы – стаканы с водой, кусочки угля и торфа, лупы, нефть в бутылочке, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом,

влажные салфетки.

Иллюстрации с изображением добычи нефти, угля, шахтеров, танкера, глины, песка.

Воспитатель просит загадать ребёнка загадку. Ребёнок загадывает загадку о нефти.

Опыт № 1 воспитатель капает немного нефти в миску с водой и предлагает детям понаблюдать, что получилось. Нефть растеклась по поверхности воды. Нефть не перемешивается с водой. Это несёт вред для живых организмов живущих в воде.

Показ опыта сопровождается рассказом воспитателя о нефти.

Вывод: нефть полезна людям, но требует осторожности в обращении.

Опыт № 2 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.

Воспитатель просит ребёнка загадать загадку

Воспитатель задаё т детям вопрос: зачем человеку нужен уголь?

Рассказывает про уголь.

Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.

Ребёнок загадывает загадку про торф.

Возьмите кусочек торфа, рассмотрите и сравните их. Дети рассматривают торф и уголь под лупой.

В торфе видны растения – мхи, разные веточки, листья. Он образуется на болотах.

Польют водой: торф впитывает воду, а уголь нет, вода стекает.

Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.

Вывод: торф и каменный уголь полезны, и важны для человека.

Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке.

Педагог рассказывает о песке и глине.

Проведём опыт № 3 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»

воронки. В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Конспект НОД «Кладовая Земли» для ознакомления детей с полезными ископаемыми

Воспитатель предлагает детям поиграть. Объясняет ход игры.

Игра: дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь к друг другу. Подул ветер, песчинки разлетелись. (участники игры разбегаются).

Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются группами, руки не разжимают).

Воспитатель задаё т вопрос детям: Где применяется глина?

Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились? Выслушивает ответы детей. (познакомились с природными ископаемыми, нефтью, углём, торфом, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека.)

Воспитатель предлагает пройти к столам.

Опыт №4

Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом.

Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Вывод: бутылочка с цветным песком похожа на камни.

На столе две одинаковые бутылки с отрезанными горлышками, в них вставлены

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.

Методы и приё мы: беседа о декоративных камнях

Показ коллекции камней

Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского

Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.

Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.

Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.

Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.

Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.

Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.

Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.

Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.

Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка:

«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малохитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила….А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».

Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.

Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.

Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.

Публикации по теме:

Беседа по теме «Минин и Пожарский — защитники земли русской». Цель: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни.

Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины»Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины» Цель:Формирование умений изображать фрукты в вазе по памяти. Задачи:Расширять знания о пользе фруктов для организма человека. Закреплять.

Картотека загадок о красотах Земли для детей дошкольного и младшего школьного возраста к Международному Дню Земли на МAAMКартотека загадок о красотах Земли для детей дошкольного и младшего школьного возраста к Международному Дню Земли на МAAM ЗЕМЛЯ1. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - огромный шар. 2. Голубая точка в бесконечном море,.

Коллективное творчество «Осенняя кладовая». ОригамиКоллективное творчество «Осенняя кладовая». Оригами Осень – необыкновенно щедрая пора. Самое время не лениться! Люди торопятся до наступления холодов собрать богатый урожай овощей и фруктов.

Конспект ООД в средней группе «Фрукты — полезные продукты» Тема: «Фрукты – полезные продукты» Цель: формирование элементарных понятий о здоровом образе жизни у дошкольников. Задачи: 1)Расширять.

Конспект совместной деятельности с детьми «Полезные продукты»Конспект совместной деятельности с детьми «Полезные продукты» Тема: «Полезные продукты» Цель: -обобщить и систематизировать знания детей о значении продуктов питания в жизни человека; - учить детей.

Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста.Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Данный материал будет интересен для проведения занятий по.

Конспект занятия «Беличья кладовая»Конспект занятия «Беличья кладовая» НОД. Конспект занятия «Беличья кладовая» Цель: - обогащение знаниями об окружающей действительности; - систематизировать и дополнять знания.

Конспект интегрированной НОД «Кладовая леса»Конспект интегрированной НОД «Кладовая леса» Цель: Формирование у детей знаний о лесе. Задачи: 1. Формировать у детей знания о лесной кладовой; 2. Закреплять у детей знания о названиях.

Выставка семейного творчества «Цветы Земли» к Международному Дню Матери-ЗемлиВыставка семейного творчества «Цветы Земли» к Международному Дню Матери-Земли 22 апреля отмечается Международный день Матери-Земли. В 2018 году в Беларуси этот день проведут под девизом «Зеленые города». Перефразируя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Кладовая Земли» по теме «Полезные ископаемые»
Опубликовано: 30 августа 2020 в 16:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД