ольга сильвестрова
Конспект НОД «Край ты мой чудесный!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о родном крае, его достопримечательностях, воспитание патриотизма и любви к большой и малой Родине.
Задачи: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Саратовской области. Формировать умение посредством проведения практических опытов делать выводы. Закреплять представления о монетах достоинством 1,2, 5,10 рублей, их наборе и размене. Упражнять детей в умении определять и называть вид транспортного средства по его части.
Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам, находить точные слова для определения своих ощущений.
Публикация «Конспект НОД „Край ты мой чудесный!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Расширять представления детей об истории, культуре, социально-экономической значимости родного города.
Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Саратовского края.
Материал: экран, проектор, ноутбук, мультимедиа с презентацией, колокольчик,
аудиозапись голоса колокольчика, аудиозапись звука пожарного колокола, магнит, предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, колосья пшеницы и ржи, муляжи хлебобулочных изделий, мешочек, наборы картонных монет достоинством 1, 2, 5, 10 рублей на каждого ребенка, аудиозапись саратовской гармоники, картинки с изображением различных частей транспортных средств.
Предварительная работа: просмотр фильма-песни по рисункам детей «Край, в котором ты живешь» режиссер: Ефим Гамбург, беседа «Моя малая Родина», рассматривание карты России, Саратовской области, чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение «Саратовский край»
Так много уголков хороших
В стране любимой и большой.
Но только всех тебе дороже,
То место, где твой дом родной.
Пусть говорят, что глушь, Саратов.
Я знаю точно, всё слова.
Здесь хлебная столица края,
И рыбы полная река.
А горы и холмы в восторг приводят!
Курорты мира с ними не сравнить.
Река, леса и степь всё удивляет,
Людей, приехавших сюда.
Саратовский наш край, ты - самый лучший!
В любое время года, ты красив.
И люди, главное богатство края,
Стоят на страже прелестей твоих.
Андреев Николай.
- О чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
- Чем чудесна наша с вами малая Родина? (ответы детей)
2. Мотивация.
(Раздается звон колокольчика. Воспитатель берет колокольчик в руки.)
- Откуда здесь появился колокольчик? (звучит аудиозапись)
-Здравствуйте, ребята. Я - колокольчик Динь –динь. Когда- то я жил в музее, но однажды я потерялся. Прошу вас, помогите мне найти моих братьев.
-Ребята, как мы можем помочь колокольчику найти его братьев? (ответы детей)
3. -Где же мы их будем искать, ведь музеев в нашей области очень много.
Давайте выясним, из чего сделан колокольчик? (ответы детей)
Опыт с магнитом.
Предметы из какого материала вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Из какого материала изготовлен колокольчик (ответы детей)
- Я предлагаю нам отправиться в виртуальное путешествие, а поможет нам интернет. Мы в Балаковском музее истории города. (на экране появляется фото музея)
Здесь представлены экспонаты, которые рассказывают посетителям об истории развития нашего города.
(появляется фото пожарного насоса)
- Как вы думаете, что это такое и для чего предназначено? (ответы детей)
- Это пожарный насос начала XX века, произведенный на чугунолитейном механическом заводе Ф. А. Блинова в Балакове. Для чего в городе нужен был пожарный насос? (ответы детей) (Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине)
(на экране появляется фото старинной повозки пожарных)
- Так выглядела повозка пожарных. В качестве сигнала был колокольчик. Послушайте, как он звучит. (звучит аудиозапись пожарного колокола)
- А теперь, послушайте, как звучит наш колокольчик. Как вы думаете, мог ли он быть сигналом на пожарной машине? Почему? (ответы детей)
- Да, наш колокольчик слишком мал, чтобы его было слышно издалека.
4. Пожарные спасали город от огня и задымления.
А в настоящее время воздух чистый? Почему? (ответы детей)
- Что загрязняет воздух? (ответы детей) Да, выхлопные газы от автомобилей и грузового транспорта загрязняют окружающую среду.
«Отгадай, от какого транспорта деталь»
Я предлагаю вам отгадать, какому виду транспорта принадлежит эта деталь?
( картинки: рога троллейбуса, трамвая)
- А теперь выберите и назовите экологические виды транспорта? (троллейбус, трамвай, электропоезд, электромобиль).
- От чего они оберегают наш город?
5.-Кто знает, чем еще знаменит Федор Абрамович Блинов (ответы детей)
Федор Абрамович Блинов известен, как изобретатель гусеничного трактора. (на экране фото трактора Блинова)
Где используется гусеничный трактор (ответы детей) (Трактор используют как тягач. Он применяется в сельском хозяйстве, для обработки земли)
Для чего в Балаково нужны были гусеничные трактора (ответы детей)
-Почему город Балаково когда-то называли хлебной столицей (ответы детей)
- В городе выращивали пшеницу, рожь, в то время года были урожайные, и в нашем городе стала успешно развиваться хлебная промышленность. По всей России Балаково занимало второе место в хлебной торговле. (Воспитатель показывает детям пшеничные и ржаные колосья)
6.- Может быть нам помогут колосья? Как вы думаете, для чего выращивали ржаные колосья? (ответы детей)
- Пшеничные колосья? (ответы детей)
- Какие еще колосья вы знаете? (ответы детей)
- Есть ли братья колокольчика в Балаковском музее? (нет)
Я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка
За работу жернова,
Зёрна перетрём сперва. ( Делаем вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз.)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай (Вращательные движения кулачками пред грудью.)
Крепче трём зерну бока,
Получается – мука! (Скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой.)
7. - Как вы думаете, какие изделия из муки могут быть представлены в музее? (ответы детей)
- Мы отправимся в Саратовский областной музей краеведения.
(фото Саратовского калача) Саратовский калач – один из символов нашей губернии. Сейчас он заменяется другими хлебобулочными изделиями, которые проще выпекать. Калач уходит в прошлое.
У саратовского калача были свои секреты, которые делали и делают его вкус неповторимым. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калача. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель забирал его пудами.
В древней Руси калачи выпекались в форме большого замка с круглой дужкой, за которую, как за ручку, держались горожане, поедая вкусный хлеб.
Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда её не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача.
- «Из одной печи, да не одни калачи»
О чем говорит эта пословица? (ответы детей)
-А какие изделия были в печи, нам подскажет «Волшебный мешочек».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Опишите предмет, который находится в мешочке и отгадайте, что это (сушки, баранки, рогалик, батон.)
Дидактическая игра «Магазин»
А теперь мы устроим ярмарку с распродажей. Возле каждого хлебобулочного изделия вы видите ценник. Наберите нужную сумму с помощью имеющихся у вас рублевых монет и приобретите себе лакомство.
Его любят. О нем мечтают. Его боготворят.
О нём сочиняют стихи, загадывают загадки, поют песни.
Без него свадьба – не свадьба, юбилей – не юбилей.
С ним встречают верных друзей, дорогих гостей, всякого,
Кому хотят выразить любовь и уважение.
Саратовский калач!
А в этом музее нашлись ли братья колокольчика? (нет)
8. Но, мы не будем расстраиваться, ведь там, где саратовский калач, всегда праздник, песни, музыка.
Послушайте. (звучит аудиозапись саратовской гармоники)
Что вы услышали? Было ли что –то знакомое в этих звуках?
Это играла саратовская гармонь. (на экране изображение Саратовской гармони)
Мы отправимся в Музей саратовской гармоники имени А. С. и В. А. Комаровых.
В Россию ручная гармонь пришла из Германии. Саратовская гармоника – это гармоника с однорядной правой клавиатурой, ну и разумеется с заливистыми колокольчиками.
Однажды пассажиры парохода плывшего по Волге вблизи Вольска попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы лучше услышать «игру на гармонике с колокольцами».
Тогда и стали появляться колокольчики, звучавшие при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.
Так,нашли мы братьев колокольчика (нашли)
Ну, что ж, колокольчик, возвращайся в свой музей к братьям.
А мы заканчиваем свое виртуальное путешествие по музеям Саратовской области.
9. Рефлексия.
Как вы помогали колокольчику найти братьев? Где вы были? Чем славен и чудесен наш Саратовский край?
Какие вопросы вы задали бы своим родителям по итогам нашего путешествия по музеям?