Тощева Ольга
Конспект НООД «Мастера и рукодельницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для воспитания в детях уважение к мастерам и рукодельница, вызывая у них желание стать похожими на них.
Задачи:
• Уточнить представления детей о понятиях профессия, мастер, рукодельница;
• Учить изготавливать куклу-оберег ;
• Познакомить детей с бытом русского народа, с его творчеством и мастерством;
• Закрепить знание пословиц про труд;
• Продолжать учить работать в парах и ресурсном круге.
Материал: Презентация, картинки по теме,блюдо с яблоком, предметы быта, материал для кукол, атласные ленты.
Ход
Публикация «Конспект НООД „Мастера и рукодельницы“» размещена в разделах
В: Ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране.
В:Скажите, как она называется?
Д: Россия.
В:Наша Родина – матушка Россия. Так с любовью называли её наши предки. А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси?
В:Да.
В:Тогда я вас приглашаю отправиться в прошлое, а поможет нам в этом чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
“Катись, катись яблочко по блюдечку, Покажи нам Русь-матушку”
(воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.)
По каждому слайду ведётся беседа.
В:Как наша Россия называлась раньше?
Д:Русь.
В: А где, кроме города жили люди?
Д: В деревнях.
1 слайд
В: Правильно!Стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками. Что же было у людей рядом с домом?
Д: колодец, огород.
2слайд:
В:Чем жители этих деревушек занимались?
Д: работали в поле и на огороде.
3 слайд:
В: А еще чем?
Д: занимались ловлей рыбы.
4 слайд Д: скотоводством
5 слайд Д: сбором ягод и грибов,
6 слайд Д: охотой.
7слайд
Д: Пекли пироги,хлеб.
В:А в чем пекли?
Д: русских печах.
В: Да, Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
А вы думаете как (Предположения детей)
В:Давайте посмотрим на слайды.
8 слайд
Д: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами. (На картинке дом обычный и расписной)
9 слайд
Д: украшали окна деревянной резьбой. (На картинке дом обычный и с деревянной резьбой)
10 слайд
Д: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины. (на картинке коряги из которых сделан а посуда)
11 слайд
Д : плели кружева,
12 слайд
Д: делали из глины посуду и игрушки.
13 слайд Кузнецы делали из железа изделия.
В : Это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души.
14 слайд Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
В: Вы, ребята, наверное, слышали, как таких людей называют?
Д: Человек -мастер.
В:Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота! Какие виды работы вы узнали?
Д :Плетение. Шитье. (Показ изделий)
В:Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей) Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы.
Работа в ресурсном кругу.
В: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Представьте, что вы все взрослые и все стали мастерами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Начну я. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря доброе слово, и улыбнуться.
Предполагаемые слова : добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый.
В: Иногда про человека говорят с восхищением «Мастер на все руки». Как вы это понимаете?
Д: Это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ:
он умеет и шить и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т. д.
В: Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе. - Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства. Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами радует и греет душу всем людям. Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших к младшим. Часто, если в семье мама портниха, то дочь становилась швеей; в семье гончаров дети часто становились гончарами.
В: Если мастер умело выполняет свою работу и знает свое дело? Как вы думаете, он любит своё дело?
Д: да
В:Как он делает свою работу? (качественно)
Как можно сказать про такого мастера, как он работает?
Д: «Он работает с душой»
В:Как вы думаете, что значит выражение «работать с душой» (ответы детей)
Как можно назвать такого умельца?
Д: рукодельница
В:Скажите, чем может заниматься рукодельница?
Д: шьет, вяжет, вышивает.
Давайте посмотрим на работы рукодельниц.
В: Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. Вот сейчас мы с вами и отправимся в избу но не в простую, а в творческую мастерскую, где трудятся настоящие рукодельницы.
В давние времена, мастерицы - рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали красивые и теплые вещи из овечьей шерсти.
В: Ребята, а сейчас вам предлагается разбиться на пары и занять свое рабочее место. Вам будет предложено задание,в котором вы должны соединить правильно мастера и его дело.
Работа в парах.
(Выдается иллюстрация с изображением мастеров и их результатом работы)
После выполнения проходит обсуждение.
В:Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?
• Без дела жить, только небо коптить.
• Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
• Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Труд кормит, лень портит.
• Без нитки да иголки шубы не сшить.
• Белые ручки, чужие труды любят.
• Все скоро сказывается да не скоро дело делается.
• Терпение и труд все перетрут.
• Делу время, а потехе - час.
• Маленькое дело, лучше большого безделья,
• Сделал дело: «Гуляй смело».
В: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
Дружно песню запевайте!
Игра хороводная «Сударушка»
Звучит русская народная музыка, воспитатель идёт и берё т сундучок со словами:
В:Ой, ребята, посмотрите!
У нас в мастерской сундук стоит.
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Достаёт из сундука несколько тряпичных кукол. Выставляет на выставку.
В:Ребята, что это? (куклы)
В:Девочки, а у вас есть среди игрушек куклы (да)
В:Из каких материалов они сделаны?
Д: Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани.
В: Откуда они берутся?
Д: Их делают на фабриках, они продаются в магазинах.
В: А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.
До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.
Среди наших кукол двух одинаковых вы не найдете. Каждая из этих кукол хороша по своему.. Именно в этом и заключается смысл рукоделия.
В: Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? (да)
Мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.
Она состоит из кусочка ткани и ленточки. Ткань и ленточку вы можете выбрать себе по вкусу. Вместо ленточки может быть и веревочка, ниточка,веревочку с бусинками и т. д., чтобы можно было отличить вашу куколку от куколку другой мастерицы или мастера.
Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток.
В: Какой он формы?
Д:Квадратной.
Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернем левый и правый уголки – получилась куколка- пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку).
Самостоятельная работа под народную музыку.
В: Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами. Ой, какие красивые куколки у Вас получились.
Дорогие мои, недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят «Каков мастер, такова и работа»
В: Ребята, давайте, наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание.
ИТОГ
Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.