Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе «Мы — мастера городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Роспись деревянных досок городецкой росписью
Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе
Тема: «Мы - мастера городецкой росписи»
(дети 3- 7 лет)
Публикация «Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе „Мы — мастера городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Русская культура богата промыслами. Мы с ребятами уже изучили дымковскую и филимоновскую игрушки, гжель и керамику, познакомились также и с Городецкой росписью. Эта роспись родилась в народе на берегах Волги под воздействием социально-экономических изменений. Изначально это была нижегородская резьба по дереву с покраской, затем инкрустация деревом и в упрощенном варианте стала просто росписью красками по дереву, которой расписывались предметы быта: посуда, орудия труда, музыкальные инструменты.
Название «Городецкая» в обиход ввел исследователь народной культуры Василенко В. М, так как Городец был главным рынком сбыта утвари и имел мастерские по росписи дерева. Городецкая роспись – яркая, немного по-детски наивная, но такая добрая, самобытная, её не перепутаешь ни с какой другой росписью. Черные силуэты птиц и лошадей, расписаны цветными деталями и белой оживкой в окружении гирлянд ярких, несложных в исполнении цветов.
Начиная со средней группы, ребята упражняются в рисовании бутонов, Городецких ромашек, роз и листьев. С помощью Городецкой росписи учатся азам декоративной композиции – симметрии от центра и расположению элементов: от большого к маленькому. В средней группе ребята составляют несложную гирлянду на полосе бумаги. В старшем возрасте – рисуют птиц и более сложные варианты гирлянд.
В подготовительной к школе группе многим ребятам уже под силу нарисовать самостоятельно или с помощью шаблона коней, выбрать элементы росписи для собственной композиции.
По мере взросления, приобретения опыта, с развитием изобразительных навыков изображения становятся все более чётким, а оживка – тонкой. Дети с удовольствием украшают силуэты посуды и разделочных досок, вырезанных из бумаги. Ребята студии «Разноцветные ладошки» получили возможность попробовать себя в деле росписи по дереву, украсив деревянные разделочные доски.
НОД по рисованию
Тема: «Мы - городецкие мастера»
(рисование на деревянных досках гуашью с детьми 4-7 лет)
Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: закрепить знание об одном из российских народных промыслах Задачи образовательные:
-закрепить понятие народный промысел, городецкая роспись;
-продолжать учить создавать композиции в стиле городецкой росписи : симметрии от центра и расположению элементов: от большего к меньшему.
- упражнять в умении рисовать тонкие линии концом кисти, регулировать нажим на кисть в зависимости от выбранной формы и размера отпечатка.
Задачи развивающие:
- развитие творческих способностей;
-развитие психических процессов (воображение, восприятие, мышление)
Задачи воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: доски деревянные разделочные, гуашь, кисти разной толщины, вода, салфетки. Записи с русскими народными наигрышами. Схемы с последовательностью рисования элементов городецкой росписи. Варианты композиционных построений. Шаблоны изображения коня, птиц. Д/и «Составим узор». Презентация с викториной по Городецкой росписи.
Приё мы: Мотивация – роспись разделочных досок для мамы, как делали это городецкие мастера. Создание композиции из элементов в дидактической игре «Составь узор». Фоновая музыка – русская народная. Физкультминутка «Мастера», описание приёмов работы, рассказ детей о замысле своего рисунка, по окончании обсуждение своей работы, создание общей композиции: «Городецкие доски».
Словарь: городецкая роспись, городецкая роза, бутон, оживка, композиция, разделочные доски.
Предварительная работа.
Рассматривание предметов быта, украшенных городецкой росписью. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементов городецкой росписи на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта.
Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов о городецкой росписи, культуре русского народа. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома деревянные предметы быта. Можно использовать акриловые, темперные краски или раскрасить простой гуашью с последующим покрытием их лаком. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров»
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям вспомнить особенности городецкой росписи, посмотреть презентацию о ней.
Дети высказываются ( отличительные черты: черные силуэты птиц и лошадей, расписаны цветными деталями и белой оживкой в окружении ярких гирлянд из купавок, бутонов, ромашек, роз)
Воспитатель спрашивает детей, хотели бы они стать мастерами и расписать доски для мамы? (дети соглашаются и рассказывают о том, что они могли бы нарисовать на своей доске)
Воспитатель предлагает выбрать в игре элементы городецкой росписи и создать из них композицию. Дети выполняют задание по своему замыслу.
Воспитатель предлагает отправиться в город Городец, рассказывает, что город находится далеко, спрашивает, как же до него добраться? Ребята предлагают долететь на самолётах. Воспитатель командует – полетели. (Вариант 2. Дети предлагают поехать на поезде, цепляются вагончиками и едут по группе). Движение заканчивается у столов для рисования.
Воспитатель и дети вспоминают приёмы работы, опираясь на схемы с последовательностью изображения. Воспитатель напоминает, что создавать набросок композиции карандашом следует с основного элемента (как правило, дети средней группы выбирают городецкую розу, старшей – птиц, подготовительной – коней). В случае затруднений - взять шаблон. Дети рисуют под русскую народную музыку.
Для ребят старшего возраста проводится второе занятие по оживке изображения, так как композиции более сложные, чем в средней группе.
По окончании рисования из работ составляется коллективная композиция: «Городецкие доски». Происходит обсуждение детьми своей работы и работы
других детей.
В дальнейшем, доски будут покрыты лаком и станут украшением кухни в семьях ребят. Возможно, что родители поручат маленьким мастерам разрезать на них хлеб или любые другие продукты.