Конспект НОД на тему: «Экскурсия в казачество»

Анастасия Карпова
Конспект НОД на тему: «Экскурсия в казачество»

Конспект НОД на тему:

«Экскурсия в казачество»;

(подготовительная группа).

Воспитатель Карпова А. А.

Приоритетная образовательная область: «познавательное развитие».

Программные задачи:

Знакомить детей с кубанским народом, формировать духовно-эстетическую культуру;

Уметь применять народные поговорки и пословицы;

Развивать любознательность;

Материалы:

Иллюстрации с нарядами казаков;

Предметы быта казаков;

Песни и музыка казаков;

Иллюстрации природы Кубани;

Костюмы для детей;

Презентация для сопровождения занятия;

Материал для аппликации «Хата казака».

Предварительная работа:

Ознакомление с бытом казаков;

Заучивание танца, песни и поговорок;

Ознакомление с промыслом хлеборобов.

Ход деятельности.

(Заходят дети в зал под музыкальное сопровождение народной песни «По Дону гуляет казак молодой» и слайды на экране «Кубань», их встречает казачка)

Воспитатель: Здорово дневали!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Хлопцы и дивчины, кто мне ответит, в какой стране мы живем? (ответы детей)

Воспитатель: В России, верно. А в каком крае? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, в Краснодарском крае. В крае, который очень богат народным промыслом, своими полями и лугами, а так же обрядами и традициями. Ну а кто же тогда ответит, как зовется наша малая Родина, в которой мы живем? (ответы детей: «-Кубань»)

Воспитатель:

Край родной Кубанский- Родина моя,

В этом крае выросла вся моя родня.

Дедушка в колхозе хлеборобом был

Хлебушек кубанский на полях растил

Горы и долины на Кубани есть

И моря и нивы все не перечесть…

По морям далеким папа ходит мой

И простор широкий видит не впервой.

Говорит мой папа краше края нет

Дом где пахнет хлебом лучше в мире нет.

Воспитатель: Ребята, кто может ответить, почему наша малая Родина называется Кубань? (произошла от названия реки Кубань, расположенной на территории Краснодарского края)

Воспитатель: Какие молодцы. Ребята, мне кажется вдали слышен топот копыт… (прислушивается. Звучит музыкальное сопровождение «топот копыт и ржание коня». На слайде видеозапись «Казак скачет на коне»)

(Прискакал казак на коне. На экране сменилось изображение на стоящего казака с конем)

Казак: Здорово дневали, ребята!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Здорово дневали, казак! Я уверена, что ты не спроста прискакал на своем красивом коне к нам в детский сад, наверняка что-то произошло?

Казак: Хлопчики мои дорогие, нечего вам волноваться, я к вам с добрыми вестями. Гуляние у нас на Кубани, казаки ярмарку затеяли, вас приглашают! Айда со мной на ярморочные гуляния!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите на Кубанскую ярмарку? (ответы детей)

Казак: Сейчас я всем предлагаю оседлать коней и отправиться со мной на ярмарку!

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Казак: Настоящие казаки! И коней оседлали, и до ярмарки добрались!

(на экране видеоролик гуляний на ярмарке с музыкальным сопровождением. Детей встречает казачка и подводит к хатке с предметами быта казаков).

Казачка: Здравствуйте, ребята! (ответ детей)

Казачка: Добро пожаловать, ребятки, в казачий дом! Обратите внимание на хатку казаков, она не кирпичная, как ваши дома. Хатки делались из глины и соломы, а затем их белили, чтобы вид у них был эстетический. Казак, а что это за предметы? Расскажи ребятам для чего они.

(на экране слайд «Убранство хаты»)

Казак: (делает акцент на изображение нарядов казаков) Хлопчики, обратите внимание на стол. Это рушник- традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали хозяюшки из ткани домашнего производства, обшивали кружевами с двух концов и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего располагалась по краю рушника и носила в себе растительный характер: цветы, деревца, веточки. Но так же рукодельницы вышивали и геометрические фигуры, и вазоны с цветами, и даже изображения птиц. Готовыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, где висела икона. (показывает на стол с иконой накрытой расписным рушником)

Воспитатель: Как интересно. Ребята, а ведь хозяюшки не только были рукодельницами и хранительницами домашнего очага, но еще и дочерей воспитывали будущими хозяюшками.

Казак: Да, верно. Воспитание дочери всегда занималась мать. Она ее учила быть ласковой и покорной, учила помогать по хозяйству. А вот воспитание сыновей занимались отцы.

Казачка: Хлопцы и дивчины, а теперь вы превращаетесь в настоящих казаков! (казак и казачка одевают детям народный костюм казаков)

Казак: А еще наши хозяюшки пекут очень вкусный хлеб и сейчас вы им поможете в этом. (дети вместе с казачкой замешивают тесто, придают форму хлеба и отправляют в русскую печь)

Казачка: Ну а пока хлебушек печется, вы мне расскажите, какие вы знаете поговорки про хлеб?

Ответы детей:

- От хлеба-соли не отказываются;

- Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной- отец наш родной;

- Хлеба больше посеешь- победу приблизить сумеешь;

- Хлеб вскормит, вода вспоит;

- Хлеб всему голова.

Казачка: Какие вы молодцы! Ну раз вы знаете такие поговорки, значит у вас вкусный хлебушек получится, давайте проверим? (казачка достает с печи заранее подготовленный готовый каравай и угощает детей)

Казачка: Ну что, казачата, получился у вас хлебушек? (ответы детей) Настоящий, казачий хлебушек!

Казак: Казачка, посмотри какие ребята умницы! И на конях скакать умеют, и хлебушек испекли!

Воспитатель: Казак, а наши ребята не только умеют помогать, но и веселиться как казаки.

Танец «Казаки»

Казачка: Ай да хлопцы, ай да дивчины, души наши порадовали!

Воспитатель: Ребята, а давайте казаку и казачке расскажем стихотворение?

Дети (хором):

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо - колоски…

Казак: Какие талантливые у нас казаки! А давайте с вами немного поиграем? Повторяйте за мной, ребятишки!

Физминутка (с музыкальным сопровождением):

Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд, казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет, в поводу, в поводу.

То коня казак ведет под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,

Охраняя наш покой с казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Казак: Ну что, хлопчики, понравилось быть казаками? (ответы детей) То, что вы настоящие казаки я уже увидел, но ведь у казака должна быть хата, свое хозяйство и конь. (подводит к столу. На экране слайд «Казаки строят хату»). Дивчины и хлопчики, смотрите, а что это у нас на столе?

Дети: Геометрические фигуры, солома, фигурки животных и большой ватман.

Воспитатель: Верно, а вам необходимо построить свою хатку, завести хозяйство.

Казак: Как интересно! А я как настоящий казак буду вам помогать советом. (дети из геометрических фигур выкладывают хату и деревья, на крышу выкладывают солому, вокруг дома разводят хозяйство из фигурок животных и птиц)

Воспитатель: Вот какие у нас казаки да казачки! И хату построили, и сад высадили, и животных завели! Ребята, как вы думаете, у вас получилось быть настоящими казаками? (ответы детей)

Казак: А что вы сегодня нового узнали на Кубанской ярмарке? (ответы детей)

Казачка: Ну раз вы стали настоящими казаками, помогли и дом построить, и с хозяйством управиться, а хлебушек какой вкусный испекли, то мы с казаком вас приглашаем к столу на чай из самовара и выпечку наших хозяюшек!

(дети подходят к столу с угощениями. Казак, казачка и воспитатель разливают чай из самовара и раздают выпечку детям)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Донское казачество» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Донское казачество». Цель: - Приобщать дошкольников к культуре донского края; - развивать.

Конспект НОД по ФЭМП «Экскурсия по Туле» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Экскурсия.

Конспект НОД в подготовительной группе «Экскурсия в лес» Программное содержание: 1. Формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Экскурсия в океанариум» Задачи: - формировать представления «приспособление рыб к условиям обитания»; - устанавливать взаимосвязи формы и цвета тела рыб с условиями.

Конспект НОД «Экскурсия в прачечную»Конспект НОД «Экскурсия в прачечную» Виды детской деятельности. - Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная, игровая, речевое развитие.

Полотно казачествоПолотно казачество Доброе время суток уважаемые коллеги! Рада представить вам свою работу. В прошлой публикации я рассказывала о том как был создан уголок.

Проект «Казачество моего села» Проект «Казачество моего села» Елена Ковалёва «Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и.

Уголок «Казачество»Уголок «Казачество» Добро пожаловать в мой профиль. Рада представить вам свою выставку. Выставка приурочена к образовательному проекту "КАЗАЧЕСТВО", как один.

Экскурсия в библиотеку на тему «Герои космоса»Экскурсия в библиотеку на тему «Герои космоса» 12 апреля мы отмечаем День космонавтики – один из самых любимых праздников в нашей стране. В детстве многие мечтали стать космонавтами и.

Конспект НОД «Экскурсия в лес в начале зимы» Программное содержание: 1. Закрепить знание детей о характерных признаках зимы: земля, деревья покрыты снегом, лиственных деревья голые,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД на тему: «Экскурсия в казачество»
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 14:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кейс «Знакомые цифры»
Цель: Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: Закрепление знания чисел от 1 до 12...
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический...
Конспект занятия по аппликации «Медаль для папы»
Программные задачи:продолжать учить детей способу вырезывания круглой формы из квадрата, украшать аппликацию дополнительными элементами;закреплять умение...
Спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Сегодня мы побывали в Чувашском республиканском театре кукол, где с удовольствием посмотрели спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»....
Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»
Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная игрушка" -...