Лена Андреева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Опытно-экспериментальная деятельности в средней группе
Тема:«Царица – водица»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода течет, она – жидкость вода не имеет цвета вкуса и запаха;
развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Царица-водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, пробирки, соль, сахар, молоко, камешки, краски, кисточки, салфетки, аудиозапись «Дождь», «Шум воды», трубочки коктейльные, ложечки, панно «Кому нужна вода», символы, обозначающие свойства воды, ленты голубого цвета.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Издательство «Учитель» Воронеж, 2012 «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
2. Скоролупова О. А. Москва, 2003 «Издательство скрипторий 2000»,Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода».
3. Коломина Н. В., Москва, 2010 «ТЦ Сфера». «Занятия по экологии в детском саду». Сценарии занятий.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной – М. :ТЦ Сфера, 2013. -0 192 с.
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4 – 5 лет. – М. :МОЗАНКА-СННТЕЗ,2010. – 144С.
Ход.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
- Ребята, какое сейчас время года?
- Какие признаки осени вы знаете?
Звучит запись дождя.
Сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю. Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды).
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Ребята, что такое для чего нужна вода, кому нужна вода? Хотите больше узнать о воде? Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
3. Открытие нового знания.
Опыт: какой формы вода?
На столе лежат кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода?
Настя, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Настя?
Дети:
– Наливает воду.
Воспитатель:
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Настя?
Дети:
– Переливает воду.
Воспитатель:
– Теперь вылей воду в баночку.
- Что делает Настя?
Дети:
- Выливает воду.
Воспитатель:
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
Дети:
– Да.
Воспитатель:
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Вывод: Вода – это жидкость, она не имеет формы, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
Какую форму захотим,
Ту форму ей и придадим.
Воспитатель:
– А чтобы вам, ребята легче было это запомнить, я приготовила символ (вывешивает на доску).
Опыт: какого цвета вода?
– Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Хотите это проверить?
На столе стакан с молоком, стакан с водой, два камешка.
Воспитатель:
– Какого цвета молоко? (белого).
– А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт. (Приглашаю Машу к столу).
Возьми один камешек положи его в стакан с молоком, а другой камешек – в стакан с водой. (Дети параллельно проводят опыты).
В каком стакане камешек видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Маша, какой же цвет имеет вода?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в цветную. Хотите в этом убедиться?
На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
Воспитатель:
– Вадим, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой. (Дети параллельно проводят опыт).
– Что стало с водой?
Вывод: вода бесцветная, но может менять свой цвет.
(Вывешивается на доску символ этого свойства).
Опыт: есть ли у воды вкус?
Воспитатель:
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса).
Воспитатель:
– Андрей, в стакан положи немного сахара и размешай ложечкой.
– Попробуйте водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала? (сладкой).
Вывод: вода не имеет своего вкуса, а когда мы в ней растворили сахар, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
Воспитатель:
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску. (Вывешивается на доску символ этого свойства).
Опыт вода не имеет запаха.
Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей).
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается этого свойства воды)
4. Повторение и развивающие задания.
А теперь давайте поиграем в игру. А Капелька будет внимательно смотреть за нами.
Физкультминутка. Упражнение «Волны» (звучит запись «Плеск волн»).
Воспитатель (раздает ленточки):
- Ребята, встанем в круг и сделаем большое озеро (руками).
Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руками в сторону).
Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой (движения кистями вверх-вниз)
Понравилось играть ветерку с водой, подул сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями быстрее).
Но вот ветер наигрался и стих («плавное» движения руками в стороны). Молодцы ребята, садитесь.
Мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали нового. А где живет вода? (ответы детей).
Работа с панно «Кому нужна вода».
На столе лежат картинки, приглашаются дети по очереди, Дети выбирают картинку, и прикрепляют картинку к панно и отвечают.
Например: вода нужна цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке… для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться).
Воспитатель:
– Ребята, а тут ещё картинки: книга, телефон, будильник. … Почему вы их не взяли?
Дети:
– Им не нужна вода.
Воспитатель:
- Давайте сделаем вывод, кому нужна вода?
Вывод: вода нужна всем живым обитателям Планеты!
6. Итог.
Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит из воды, о том, какими свойствами она обладает. Как вы думаете, мы помогли Капельке? И Капелька вам очень благодарна, ей очень понравились задания, которые вы выполняли. Посмотрите, она даже стала улыбаться!
Понравились вам задания? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное?