Приложение МААМ

Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»

Ольга Человечкова
Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетания, предложениях.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» :

- закрепление правильного произношения звука [Р];

- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

- совершение навыков образования родительного падежа множественного числа имен существительных;

- совершенствование навыков употребления предлога «на», согласования прилагательных с существительными;

- развитие памяти, внимания.

Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях „Приключения Буратино“» размещена в разделах

Образовательная область: «Физическое развитие» :

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания.

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- закрепление понятий: «звук», «твердый звук», «звонкий звук».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- воспитание интереса к занятиям через игровые приемы;

- воспитание уважительного отношения и взаимодействия детей друг с другом и педагогом;

- воспитание умения сосредоточиться на задании, навыков самоконтроля.

Оборудование: зеркало, предметные картинки со изображением предметов, в названии которых есть звук [Р], звуковой домик, изображения сказочных героев Буратино, Пьеро, таз с картинками, удочки, магнитная доска

Организационный момент:

- Посмотрите, ребята, у нас гости. А вместе с ними пришел житель сказочного города.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино)

- Молодцы! К нам приехал Буратино. Послушайте, какой звук есть в середине слова Буратино?. (Звук [Р]). С каким звуком будем играть? (Мы будем играть со звуком [Р]).

Что нужно, чтобы звук [Р] получался четким? (Чтобы звук Р был четким, нужно делать гимнастику для язычка).

Основная часть:

- Правильно, молодцы! Покажем Буратино, как мы делаем гимнастику для язычка?

Дети садятся перед зеркалом.

(Образовательная область «физическое развитие»)

1. «Заборчик – трубочка».

Улыбайся, народ, потом губы вперед.

И так делаем раз шесть, все, хвалю, начало есть.

2. «Маляр».

Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду.

Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.

3. «Чьи зубы чище?»

Зубы верхние — смотри:

Чищу чисто изнутри.

5. «Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздаётся щелчок.

6. «Грибок»

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба.

7.«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз —

У неё такой круиз.

9. «Дятел»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Буратино грустный, потому что потерял Золотой ключик. Как же быть, ребята, бедному Буратино? (Мы поможем ему).

Как мы доберемся до сказочного города? (Мы поедем на машине.)

- Заведем мотор! Машина едет, а мы ведем пальчиком по дорожке и четко произносим, как рычит мотор (РРРРРРРР).

Анализ артикуляции звука Выставляется карточка артикуляционного уклада звука [Р]

-Ребята, как мы произносим звук [Р](губы в улыбке, язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт)

Характеристика звука. (Образовательная область «познавательное развитие»)

- Ребята, звук [Р] согласный или гласный (Звук Р согласный)

- Звонкий или глухой? (Звук Р звонкий)

- твёрдый или мягкий? (Звук Р твёрдый)

- каким цветом обозначается? (Мы обозначаем звук [Р] синим цветом) (выкладывает цветовое обозначение звука).

- Вот мы и приехали в сказочный город. Посмотрите, ребятки, как здесь тепло и красиво.

Дыхательная гимнастика. (Образовательная область «физическое развитие»)

- Смотрите, бабочки прилетели и на носик деткам сели. Что нужно сделать, чтобы бабочка улетела с носика? (Надо на бабочку подуть.) Дети дуют на бумажных бабочек

Развитие фонематического слуха. (Образовательная область «речевое развитие»)

- Вместе с бабочками прилетели звуки. Буратино бросает вам звуки, а вы что делаете? (ловим). Какой звук вы будете ловить (Мы будем ловить звук [Р]).

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р К,

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

А теперь слова :

Груша, белка, яблоко, прищепка, самолет, лимон, кран, погремушка, портфель, лиса, ручка, диск.

Автоматизация звука Р в слогах. (Образовательные области «речевое развитие», «физическое развитие»)

- Молодцы! Отправляемся дальше по волшебному городу. Прошел дождик, что на асфальте? (Лужи) Какая огромная лужа, как перебраться через нее? (Нужно пройти по камешкам). А в ней волшебные камешки, вы идете по ним пальчиками и называете слоги («переходят» указательными и средними пальцами обеих рук по камням, которые сделаны из фактурного материала, проговаривая слоги:

РА-РО-РУ-РЫ РО-РУ-РЫ-РА РУ-РЫ-РА-РО

Автоматизация звука Р в словах. Развитие внимания, памяти (Образовательная область «речевое развитие»)

Логопед показывает на картинку Пьеро.

- Ребята, кого мы встретили? (Пьеро). Пьеро говорит чистоговорки, но он забыл окончание предложения, ответы висят на доске, поможем Пьеро? (Да)

Ры-ры-ры, у на с в руках….(шары).

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух … (перо).

Ру-ру-ру, любит крот свою … (нору).

Ар-ар-ар, вот летит … (комар).

Ор-ор-ор – у Ромы (топор).

Ур-ур-ур, во дворе накормим … (кур).

А еще Пьеро хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятать картинки, а вы догадаетесь, какую картинку спрятал Пьеро. Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку: «Что пропало?» Дети называют пропавшую картинку.

- Пьеро благодарит вас за игру и желает нам доброго пути! Идем дальше искать ключик, который потерял Буратино.

Пальчиковая гимнастика «Дом» ( Образовательная область: «физическое развитие»)

Что это за беспорядок? Столько книг разбросано. Ребята, что нужно сделать с книгами? (Расставить их по местам).

Давайте построим домик для этих книг, домик для звуков.

Я хочу построить дом, Кончики пальцев сомкнуты под углом

Чтоб окошко было в нем, Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально

Чтоб у дома дверь была, Ребра ладоней прижаты друг к другу

Рядом чтоб сосна росла, Пальчики растопырены и смотрят вверх

Чтоб вокруг забор стоял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.

Пес ворота охранял, Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз

Солнце было, Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.

Дождик шел, Потрясти кистями

И тюльпан в саду расцвел. Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.

Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового анализа. (Образовательная область «речевое развитие»)

Выставляется звуковой домик. Вот какой красивый дом у нас получился, а книги эти с секретом. Хотите узнать какой секрет? В книге есть картинки. Расставим картинки по местам? А что есть в этом домике? (В доме звуковые схемы). Зачем они нужны? (Схемы нужны, чтобы определить место звука в слове). Сможете это сделать? У каждого из вас книга с картинками. Как вы будете справляться с заданием? (Мы определим место звука [Р] в слове и поставим картинку в правильное окошечко.) (Слова : воРобей, Рак, каРандаш, Рыба, Ракета, ,топоР, помидоР, мухомоР).

Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Образование родительного падежа множественного числа имен существительных. (Образовательная область «речевое развитие»)

Буратино говорит : «На картинке много карандаша». Правильно он говорит? (Нет)

А как правильно сказать? (Много карандашей)

Один воробей – много воробьев. Одна рыба – много рыб…. (прописываешь все слова)

(Слова (виногРад, воРобей, Рак, каРандаши, Рыба, Ракета, ,топоР, помидоР, мухомоР, вРач).

Теперь Буратино не будет допускать таких ошибок. Идем дальше?

Физминутка:. ( Образовательная область: физическое развитие)

Разноцветные горошки

Разбежались по дорожке (Дети разбегаются)

Птички весело клюют, (Присели на корточки «клюют горошинки»)

Мне горошки не дают. (Поворот головы вправо-влево)

Дайте мне горошинку, (Руками «просят»)

Я такой хорошенький. (К себе прижимают руки)

Логопед раскладывает кружочки, на которые наклеены картинки в названии которых есть звук [Р].

Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Употребление предлога «на». ( Образовательная область: «речевое развитие»)

- У нас есть ведро, что мы можем сделать с горошинками? («Мы можем их собрать в ведро»). Дети собирают горошинки, проговаривая: «На горошинке рыба. На горошинке комар» (прописываешь все варианты)

Автоматизация звука Р в предложениях. Согласование прилагательных с существительными. ( Образовательная область: «речевое развитие»)-Посмотрите, ребята, что случилось. В ведре была красная краска и все предметы стали какие? (красные). У меня красный шар. А у вас? Дети вынимают картинки из ведра и проговаривают: «У меня красный карандаш. У меня красный забор (прописываешь все варианты)

-Ой, ребята, а что это? (Логопед указывает на письмо). Хотите узнать, что в нем написано? (Хотим) Сейчас я его прочитаю. Его написала черепаха Тортилла. Она пишет, что «Золотой ключик» у нее, он находится на дне пруда, но в пруду очень много ненужных вещей накопилось. Если мы выловим эти предметы из пруда, то мы сможем достать ключик. (Дети берут удочки и «вылавливают» картинки, называя что достают (Я достаю ручку… ( Картинки: Ручка, кРовать, Робот, маРка, тоРт, КуРтка, самоваР, мухомоР, тРактоР).

Вот и ключик!

Буратино так обрадовался, что мы нашли ключик, что все слова перепутал. Он говорит: «Ручка пишет Ирой. Правильно?» (Неправильно, Ира пишет ручкой)

Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (Мы играли со звуком [Р])

Вам понравилось путешествие в сказочный город?

Вы молодцы, помогли Буратино, четко и правильно произносили звук Р.

Что больше всего понравилось?

А что было самым сложным?

Ребята, как вы думаете, кто был самым активным?

Кто старательнее всех произносил звук?

Буратино благодарит вас за помощь и дарит призы.

Публикации по теме:

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»
Опубликовано: 6 июня 2014 в 10:39
+73Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Человечкова (УИ 167108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД