Получи документы

Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»

Ольга Человечкова
Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетания, предложениях.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» :

- закрепление правильного произношения звука [Р];

- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

- совершение навыков образования родительного падежа множественного числа имен существительных;

- совершенствование навыков употребления предлога «на», согласования прилагательных с существительными;

- развитие памяти, внимания.

Публикация «Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях „Приключения Буратино“» размещена в разделах

Образовательная область: «Физическое развитие» :

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания.

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- закрепление понятий: «звук», «твердый звук», «звонкий звук».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- воспитание интереса к занятиям через игровые приемы;

- воспитание уважительного отношения и взаимодействия детей друг с другом и педагогом;

- воспитание умения сосредоточиться на задании, навыков самоконтроля.

Оборудование: зеркало, предметные картинки со изображением предметов, в названии которых есть звук [Р], звуковой домик, изображения сказочных героев Буратино, Пьеро, таз с картинками, удочки, магнитная доска

Организационный момент:

- Посмотрите, ребята, у нас гости. А вместе с ними пришел житель сказочного города.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино)

- Молодцы! К нам приехал Буратино. Послушайте, какой звук есть в середине слова Буратино?. (Звук [Р]). С каким звуком будем играть? (Мы будем играть со звуком [Р]).

Что нужно, чтобы звук [Р] получался четким? (Чтобы звук Р был четким, нужно делать гимнастику для язычка).

Основная часть:

- Правильно, молодцы! Покажем Буратино, как мы делаем гимнастику для язычка?

Дети садятся перед зеркалом.

(Образовательная область «физическое развитие»)

1. «Заборчик – трубочка».

Улыбайся, народ, потом губы вперед.

И так делаем раз шесть, все, хвалю, начало есть.

2. «Маляр».

Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду.

Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.

3. «Чьи зубы чище?»

Зубы верхние — смотри:

Чищу чисто изнутри.

5. «Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздаётся щелчок.

6. «Грибок»

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба.

7.«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз —

У неё такой круиз.

9. «Дятел»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Буратино грустный, потому что потерял Золотой ключик. Как же быть, ребята, бедному Буратино? (Мы поможем ему).

Как мы доберемся до сказочного города? (Мы поедем на машине.)

- Заведем мотор! Машина едет, а мы ведем пальчиком по дорожке и четко произносим, как рычит мотор (РРРРРРРР).

Анализ артикуляции звука Выставляется карточка артикуляционного уклада звука [Р]

-Ребята, как мы произносим звук [Р](губы в улыбке, язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт)

Характеристика звука. (Образовательная область «познавательное развитие»)

- Ребята, звук [Р] согласный или гласный (Звук Р согласный)

- Звонкий или глухой? (Звук Р звонкий)

- твёрдый или мягкий? (Звук Р твёрдый)

- каким цветом обозначается? (Мы обозначаем звук [Р] синим цветом) (выкладывает цветовое обозначение звука).

- Вот мы и приехали в сказочный город. Посмотрите, ребятки, как здесь тепло и красиво.

Дыхательная гимнастика. (Образовательная область «физическое развитие»)

- Смотрите, бабочки прилетели и на носик деткам сели. Что нужно сделать, чтобы бабочка улетела с носика? (Надо на бабочку подуть.) Дети дуют на бумажных бабочек

Развитие фонематического слуха. (Образовательная область «речевое развитие»)

- Вместе с бабочками прилетели звуки. Буратино бросает вам звуки, а вы что делаете? (ловим). Какой звук вы будете ловить (Мы будем ловить звук [Р]).

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р К,

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

А теперь слова :

Груша, белка, яблоко, прищепка, самолет, лимон, кран, погремушка, портфель, лиса, ручка, диск.

Автоматизация звука Р в слогах. (Образовательные области «речевое развитие», «физическое развитие»)

- Молодцы! Отправляемся дальше по волшебному городу. Прошел дождик, что на асфальте? (Лужи) Какая огромная лужа, как перебраться через нее? (Нужно пройти по камешкам). А в ней волшебные камешки, вы идете по ним пальчиками и называете слоги («переходят» указательными и средними пальцами обеих рук по камням, которые сделаны из фактурного материала, проговаривая слоги:

РА-РО-РУ-РЫ РО-РУ-РЫ-РА РУ-РЫ-РА-РО

Автоматизация звука Р в словах. Развитие внимания, памяти (Образовательная область «речевое развитие»)

Логопед показывает на картинку Пьеро.

- Ребята, кого мы встретили? (Пьеро). Пьеро говорит чистоговорки, но он забыл окончание предложения, ответы висят на доске, поможем Пьеро? (Да)

Ры-ры-ры, у на с в руках….(шары).

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух … (перо).

Ру-ру-ру, любит крот свою … (нору).

Ар-ар-ар, вот летит … (комар).

Ор-ор-ор – у Ромы (топор).

Ур-ур-ур, во дворе накормим … (кур).

А еще Пьеро хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятать картинки, а вы догадаетесь, какую картинку спрятал Пьеро. Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку: «Что пропало?» Дети называют пропавшую картинку.

- Пьеро благодарит вас за игру и желает нам доброго пути! Идем дальше искать ключик, который потерял Буратино.

Пальчиковая гимнастика «Дом» ( Образовательная область: «физическое развитие»)

Что это за беспорядок? Столько книг разбросано. Ребята, что нужно сделать с книгами? (Расставить их по местам).

Давайте построим домик для этих книг, домик для звуков.

Я хочу построить дом, Кончики пальцев сомкнуты под углом

Чтоб окошко было в нем, Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально

Чтоб у дома дверь была, Ребра ладоней прижаты друг к другу

Рядом чтоб сосна росла, Пальчики растопырены и смотрят вверх

Чтоб вокруг забор стоял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.

Пес ворота охранял, Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз

Солнце было, Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.

Дождик шел, Потрясти кистями

И тюльпан в саду расцвел. Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.

Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового анализа. (Образовательная область «речевое развитие»)

Выставляется звуковой домик. Вот какой красивый дом у нас получился, а книги эти с секретом. Хотите узнать какой секрет? В книге есть картинки. Расставим картинки по местам? А что есть в этом домике? (В доме звуковые схемы). Зачем они нужны? (Схемы нужны, чтобы определить место звука в слове). Сможете это сделать? У каждого из вас книга с картинками. Как вы будете справляться с заданием? (Мы определим место звука [Р] в слове и поставим картинку в правильное окошечко.) (Слова : воРобей, Рак, каРандаш, Рыба, Ракета, ,топоР, помидоР, мухомоР).

Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Образование родительного падежа множественного числа имен существительных. (Образовательная область «речевое развитие»)

Буратино говорит : «На картинке много карандаша». Правильно он говорит? (Нет)

А как правильно сказать? (Много карандашей)

Один воробей – много воробьев. Одна рыба – много рыб…. (прописываешь все слова)

(Слова (виногРад, воРобей, Рак, каРандаши, Рыба, Ракета, ,топоР, помидоР, мухомоР, вРач).

Теперь Буратино не будет допускать таких ошибок. Идем дальше?

Физминутка:. ( Образовательная область: физическое развитие)

Разноцветные горошки

Разбежались по дорожке (Дети разбегаются)

Птички весело клюют, (Присели на корточки «клюют горошинки»)

Мне горошки не дают. (Поворот головы вправо-влево)

Дайте мне горошинку, (Руками «просят»)

Я такой хорошенький. (К себе прижимают руки)

Логопед раскладывает кружочки, на которые наклеены картинки в названии которых есть звук [Р].

Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Употребление предлога «на». ( Образовательная область: «речевое развитие»)

- У нас есть ведро, что мы можем сделать с горошинками? («Мы можем их собрать в ведро»). Дети собирают горошинки, проговаривая: «На горошинке рыба. На горошинке комар» (прописываешь все варианты)

Автоматизация звука Р в предложениях. Согласование прилагательных с существительными. ( Образовательная область: «речевое развитие»)-Посмотрите, ребята, что случилось. В ведре была красная краска и все предметы стали какие? (красные). У меня красный шар. А у вас? Дети вынимают картинки из ведра и проговаривают: «У меня красный карандаш. У меня красный забор (прописываешь все варианты)

-Ой, ребята, а что это? (Логопед указывает на письмо). Хотите узнать, что в нем написано? (Хотим) Сейчас я его прочитаю. Его написала черепаха Тортилла. Она пишет, что «Золотой ключик» у нее, он находится на дне пруда, но в пруду очень много ненужных вещей накопилось. Если мы выловим эти предметы из пруда, то мы сможем достать ключик. (Дети берут удочки и «вылавливают» картинки, называя что достают (Я достаю ручку… ( Картинки: Ручка, кРовать, Робот, маРка, тоРт, КуРтка, самоваР, мухомоР, тРактоР).

Вот и ключик!

Буратино так обрадовался, что мы нашли ключик, что все слова перепутал. Он говорит: «Ручка пишет Ирой. Правильно?» (Неправильно, Ира пишет ручкой)

Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (Мы играли со звуком [Р])

Вам понравилось путешествие в сказочный город?

Вы молодцы, помогли Буратино, четко и правильно произносили звук Р.

Что больше всего понравилось?

А что было самым сложным?

Ребята, как вы думаете, кто был самым активным?

Кто старательнее всех произносил звук?

Буратино благодарит вас за помощь и дарит призы.

Публикации по теме:

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях «Приключения Буратино»
Опубликовано: 6 июня 2014 в 10:39
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД