Лариса Черепанова
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Ярмарка в городе мастеров» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Художественное творчество: Закреплять у детей умение декоративного оформления глиняных фигур – украшение элементами дымковской росписи. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисование концом кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Познание: Расширять представления детей об окружающем мире. Поощрять исследовательский интерес.
Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству „Ярмарка в городе мастеров“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Коммуникация: Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. : названия дымковских игрушек и характерных элементов («лошадки», «барышни», «индюки», «козлы», «петухи», штрихи, пятна, точки, линии, круги, название праздника (ярмарка).
Социализация: Воспитывать интерес детей к народно-прикладному искусству. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать стремление добиваться хороших результатов. Подводить детей к эмоциональной и эстетической оценке своих работ.
Труд: Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям.
Музыка: Воспитывать интерес детей к русской народной музыке, обогащать музыкальные впечатления.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Ширма, украшенная элементами дымковской росписи; дымковские игрушки на лотке; игрушка - бибабо Скоморох; фонограмма русской народной песни «Коробейники»; таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями; рисунки – варианты узоров на лошадках; карусель.
Раздаточный: Глиняные фигурки - лошадки, приготовленные для расписывания (на каждого ребёнка); кисточки; подставки под кисточки; ватные палочки; стаканы-непроливайки; салфетки; поворотные диски.
Ход непосредственно образовательной деятельности. В зал под музыку «Коробейники» входят дети. Воспитатель обращает внимание детей на ширму, из-за которой выглядывает скоморох-потешник.
Воспитатель: Куда это мы с вами попали?
Скоморох: Здравствуйте гости дорогие! А попали вы в село Дымково на ярмарку.
Как на ярмарку нашу весёлую
Собиралися, соезжалися
Не сановники басурманские,
Не какие-то гости заморские –
Мастера, мастерицы-искусницы.
Привезли они нам развесёлые
Краски яркие – всё художество,
Коим волости их прославились!
Так, что добро пожаловать на нашу ярмарку.
Ярмарка открывается,
Праздник начинается.
(Выходит мастерица в костюме дымковской барышни с лотком)
Мастерица : Почтенные господа,
Пожалуйте сюда.
Игрушки вятские
На все манеры.
Вот вам барышни,
А вот вам кавалеры.
У кавалерах в руках трубки,
Барышни наши в платьях и шубках.
Игрушки наши всюду славятся,
Надеемся, и вам понравятся!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как называются эти игрушки?
(Ответы детей)
А как вы думаете, почему они так называются?
Скоморох:
Понял я умом своим –
Дымковская – значит, дым!
Значит, глину обжигали,
В печку русскую сажали…
Мастерица :
Обжигали, но названье
Ведь от местности идёт
Слушайте моё сказанье,
Любознательный народ.
Слобода наша окружена была могучими лесами. Далеко до неё добираться, да и заблудиться можно. Даже с высоты птичьего полёта не видно деревушки. Только дымок от печек и можно заметить. Он вился среди зелёного моря. Зрелище было совершенно необыкновенным в то время, когда над слободой расстилался туман.
Деревушка была словно в дымке. По этой дымке путешественник и определял, что он почти у цели. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали «дымковская».
Воспитатель: Наши дети знают стихи о дымковских игрушках. (Чтение детьми стихов).
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой.
Красный, синий, золотой.
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые.
Ждём вас на дорожке,
Разомните ножки.
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни-
Кавалеры ваши.
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он : «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах его серёжки,
На головке гребешок,
Вот какой он петушок!
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Здесь игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Эта девица-краса,
Тугая чёрная коса,
Щеки алые горят.
Замечательный наряд.
Воспитатель: Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями. (Показ на игрушках). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те – своих дочек и внучек. И по сей день мастерицы продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.
Воспитатель: Скажите, а вы хотели бы сами расписать дымковские игрушки, как это делали мастерицы. (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую для расписывания лошадок. Предложить рассмотреть фигурки лошадок и образцы рисунков.
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы знаете? (Ответы детей).
- Сегодня с вами мы будем расписывать дымковских лошадок. (Показ вариантов оформления лошадок и пояснения последовательности работы) :
- Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской очень аккуратно закрасить нос, гриву, хвост, копыта, и очень аккуратно - кончиком кисточки – нарисовать глаза. Затем нужно промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек. Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз – по ногам и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все круги кисточкой, а затем поставить точки вокруг кругов ватной палочкой.
Выставить схему, показывающую последовательность выполнения работы.
Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
Предложить кому-нибудь из детей повторить последовательность выполнения работы, используя схему.
Самостоятельная работа детей. (Воспитатель советует быть аккуратными. Не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон. Обращает внимание на осанку детей).
Анализ работы детьми.
Скоморох: У всех гостей от ваших игрушек на душе радость необыкновенная, а ноги сами в пляс просятся. Ярмарка у нас в самом разгаре! А на ярмарке качели, расписные карусели. Вы веселье поддержите и сюда скорей спешите.
Игра «Карусель»
Воспитатель: Вот и ярмарка закончилась.
Какие игрушки вы видели на ярмарке?
Кем вы были сегодня?
Где проходила ярмарка?