Наталья Николаевна Шумеева
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дорогою добра»
Цель занятия: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с предметами русского быта, устройством храма, учить различать старинную одежду от современной, формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Развивающие: развивать интерес к истории своей страны; связную речь, внимание, способность рассуждать, делать выводы. Обогатить словарный запас исконно-русскими словами: предки, богатырь, храм, ухват и т. д.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Воспитывающие : воспитывать доброе, вежливое, бережное отношение к прошлому своей Родины; уважительное отношение к нашим предкам, желание оказать помощь ближнему, чувство гордости за богатырскую силу России, воспитывать нравственное поведение детей и привитие им любви к Родине, а также необходимость, ощутить себя частью великого русского народа.
Ход образовательной деятельности: Дети вместе с пе5дагогом заходят в зал под музыку «У моей России» заходят в зал и становятся в полукруг.
Педагог:
Ребята, вы знаете, есть хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Представим, что наши руки – это солнечные лучики. Поднимем их высоко, к небу, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова.
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
В: Ребята, а какие люди для вас хорошие? Ответы детей. Добрые.
Педагог: Игра «Продолжи фразу»
Педагог: У меня в руках (сердечко) Сейчас мы поиграем в игру, продолжите фразу: Добрый человек, он какой? ( Ответы детей: благородный, вежливый)
Моя бабушка всегда говорила мне: «Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда не дождется доброго к себе отношения. А вот если относится к людям по-доброму, то и люди будут с добром относиться к тебе».
Педагог: Скажите, у вас есть бабушки, дедушки?
Ответы детей:
Педагог: Наши бабушки и дедушки - Это наши предки. А называли они себя в старину Славяне. Они были добрыми, сильными.
Сюрпризный момент:
Музыка «В гостях у сказки», ставни открываются, на экране появляется бабушка-загадушка.
Бабушка-загадушка: «Добрый день, дорогие ребятки, я бабушка-загадушка, живу в Древней Руси. Как у вас светло, красиво, а у меня темно. Электричества в нашем государстве нет. Не помню, куда подсвечник свой поставила. А без подсвечника не будет света. Ребятки, помогите отыскать подсвечник. А в помощь вам будет мой сундук.
Педагог: Давайте заглянем в сундук.
Что это? Находим кокошники и кушаки.
Ответы:
Педагог: В старину девочки носили на голове повязки, а мальчикам повязывали кушаки. Хотите примерить? (наряжаются)
Педагог: смотрите, еще что-то в сундуке?
Ответы детей:
Педагог: Ребята, это карусель времени, она не простая, волшебная. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в то время, когда жили наши предки, в Древнюю Русь.
Педагог: Давайте заведем карусель.
Скажем такие волшебные слова, все вместе: «Карусель по небу мчится, волшебство сейчас случится». Звучит волшебная музыка.
Педагог: Вот мы с вами и в Древней Руси.
Перед нами камень с надписью.
Педагог: Давайте прочитаем, что на камне написано.
«Кто прямо пойдет, тот в Русь попадет. Кто налево пойдет, тот в беду попадет»
Педагог: Куда мы с вами пойдем? (прямо) Идут по указателю.
На экране деревенька. Девицы водят хоровод.
Педагог: Посмотрите, что там?
Ответы детей:
Педагог: Давайте и мы с вами заведем хоровод. (после хоровода) дети подходят к экрану, там девушка с караваем.
Посмотрите, с чем нас встречают жители Древней Руси?
Дети: с караваем.
Педагог: Ребята, по русскому обычаю, в старину, было принято встречать гостей с хлебом и солью. Но не только хлебом почивали. Народ был щедрый, гостеприимный. Было принято стелить праздничную скатерть и усаживать гостей за стол, угощать. А чем? Сейчас узнаем, отгадав загадки. Садимся за стол.
Отгадывают загадки про продукты.
1. Чтобы были мы здоровы.
Нам даёт его корова,
Пьём его, с ним варим кашу
И готовим простоквашу.
(молоко)
Педагог: А хранили молочко в… (достает крынку, ставит на стол). Ребята, кто знает, как называется этот предмет (крынка). А из чего она сделана? (из глины) и хранится молоко в ней долго, не киснет.
2. Из крупы ее сварили, посолили, подсластили.
Ну, где-же ложка наша. Так вкусна на завтрак.
(Каша)
Педагог: А в чем, в старину варили кашу. В каше вся сила богатырская и здоровье.
Дети: В чугунке. Ребята, а кто знает, чем вынимали чугунок с печи? Что это за предмет (ухват)
3. Нет полезней в мире средства знаем мы его все с детства. Он здоровье нам несет наш тягучий, сладкий мед. (Мед)
А хранили мед в …бочонке (или туеске) (бочонок - из чего сделан? – из дерева, деревянный, с обручами, туески – из бересты - берестяной) : а кто знает, что еще плели из коры? (деревьев, лыка, лапти).
А хотите знать какую еще одежду носили на Руси.
Педагог обнаруживает беспорядок в сундуке.
Педагог: Эх, какой беспорядок.
Интерактивная игра: «Старинная и современная одежда». (дети распределяют старинную одежду в сундук, современную одежду в шкаф)
Педагог: Эх, Хорошо сидим. Так жили в мирное время. Но бывало, на нашу Русь нападали враги. Они опустошали наши земли и разоряли жилища. Родную землю и свой народ надо было защищать. А как назывались защитники земли русской, кто-нибудь знает? (богатыри). А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича) А какими они были? ( ответы детей: сильными, смелыми, отважными, ловкими, умными, бесстрашными) А вы бы хотели быть на них похожими на них?
Ответы детей.
Дует сильный ветер.
Педагог: Ну, вот опять, какой-то враг на нашу Русь-матушку мчится.
Поможем защитить Русь-матушку?
Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными.
Музыкальная физминутка «Богатыри».
Педагог: Враг отступил. Испугался богатырского духа. Молодцы. Мы с вами защитили Русь, а помогла нам вера в добро. Потому что добро всегда побеждает зло.
Звучит колокольный звон.
Педагог: Ребята, что это? А вы знаете, для чего звонят колокола? Раньше колокольный звон созывал всех людей в храм.
Что бы это могло значить, как вы думаете?
Дети: Нам нужно отправиться в Храм.
Педагог: Правильно, давайте мы с вами отправимся в Храм.
На экране появляется Храм. Педагог: Что мы видим в Храме?
Ответы детей: Иконы, ангелов, подсвечник.
Кто такие Ангелы?
Педагог: Когда человек принимает крещение, то Бог посылает ему одного из ангелов, и такой ангел начинает охранять человека, защищать от различных болезней и невзгод. Получается, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель. Когда вы совершаете хорошие, добрые поступки, ваш Ангел радуется, когда плохо поступаете, он отворачивается.
Скажите, а вы чаще радуете или огорчаете своего Ангела?
Педагог: благодаря добрым делам совершаются чудеса. А мы с вами сегодня сделали немало добрых дел.
Загорается яркий свет, (чудо) музыка, находим бабушкин подсвечник.
- Ребята, а вот и подсвечник бабушки-загадушки, нам пора возвращаться в детский сад. (Произносим волшебные слова, возвращаемся в детский сад)
На экране появляется бабушка-загадушка, благодарит детей.