Елена Роткина
Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать:
- Формированию знаний и представлений о стране, в которой мы живём.
- Воспитанию интереса к устному народному творчеству (пословицы, поговорки, любви
к Родине, родному краю.
- Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Развитию связной диалогической речи.
Задачи:
1. Организовать мотивацию на обобщение и расширение знаний детей о государственной символике, об истории и традициях родного города.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
2. Создать условия для деятельности детей по овладению и обобщению знаний о России, государственных символах, родном городе.
3. Организовать практическую деятельность детей : исполнение хоровода, работа с картой, чтение стихотворений.
Планируемый результат:
- У детей сформированы элементарные представления о России.
- Закреплены знания детей о государственной символике, условных обозначениях на карте России, народных промыслах Рязанского края, быте и традициях в старину.
- Сформированы знания о достопримечательностях родного города.
- Дети выражают своё мнение, проявляют интерес к прошлому и настоящему своей страны.
- Умеют соотносить текст и движения в русских народных играх и хороводах.
- Активизируется диалогическая речь.
Обогащение словаря: россияне, предки, земляки.
Активизация: герб, гимн, флаг, граница, Родина, изба, улица.
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, песен, стихотворений о Родине; русских народных игр; знакомство с Рязанскими народными промыслами (создание альбома, с политической картой мира, историей возникновения города Рязани, её достопримечательностями, символикой государства.
Оборудование и материалы: карта, обозначения названия станций, грамзапись гимна России, стрелочка, фото президента, герб, флаг России, фото изб, деревенской улицы, памятники знаменитых Рязанцев. Разрезные картинки на 3 стола. Изделия народных промыслов Рязанского края.
Актуализация знаний: версии происхождения названия города Рязани; о знаменитых рязанцах; народных промыслах Рязанского края; пословиц и поговорок о Родине.
Литература:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маханёва, Князева.
2. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Бойчук
3. «Дошкольнику – об истории и культуре России» Данилина
Ход занятия:
1 этап: организационно-мотивационный:
Воспит: Мы живём с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. Может мне кто-нибудь его назовё т:?
Дети: Россия.
Воспит: А мы с вами граждане России, поэтому нас можно назвать – россияне. Скажи, Саша, как тебя можно назвать? А тебя, Лена?
Дети: Россияне.
Воспит: Как на карте обозначены границы нашей Родины? Кто нам их хочет показать? (показ)
Дети: красной линией.
Воспит: Россия самая большая страна по территории в мире.
13 морей, 2океана омывают Россию.
Здесь протекают полноводные реки: Волга, Енисей, Нева, Обь, Иртыш, Лена, Кама.
Свыше тысячи городов: Санкт-Петербург, Новгород, Самара Ярославль, Казань, Пермь.
Воспит: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
(ответы детей)
Воспит: Да, Родина – значит родная, как мать и отец. Это место где мы родились, страна в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки – наши предки.
Как думаете, что означает это слово – предки.
(высказывания детей)
Близкие люди, которые жили до нас, перед нами. Предки.
Родина, дети, у каждого одна.
Ребё нок: Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это всё моё, родное.
Слышишь песенку ручья –
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья –
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я
Это – Родина моя!
Воспит: Так какая же она, наша Родина? Россия.
Дети: Большая, необьятная, красивая, родная, т. д.
Воспит: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
- Одна у человека мать – одна и Родина!
- Береги землю любимую, как мать родимую!
- Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- Родной край – сердцу рай.
- Жить – Родине служить.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
Воспит: Ребята, хотите больше узнать о России? (ответы) Тогда я предлагаю отправиться в путешествие, но не на транспорте, а пешком. А путь нам укажет стрелка.
Начинаем дружно шагать и со мной играть!
-кто шагает дружно в ряд?
-«колокольчиков» отряд!
-путешествовать идём
-знаний новых мы найдём!
2 этап: содержательный:
-А вот и остановка. Она называется «Российская».
Смотрите-ка, тут карточка с вопросами. Ответим? (ответы детей)
- Как называется столица нашей Родины (Москва)
- Кто является президентом страны? (В. В. Путин)
- Назовите государственные символы России. (герб, флаг, гимн)
- какие цвета имеет флаг? (белый, синий, красный)
- Что они обозначают? (ответы)
Ребё нок: Белый цвет – берёзка
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Что такое гимн? (главная песня страны)
Слушание гимна. (один куплет)
- А это что? (показ герба)
- Для чего он нужен? Что на нем изображено? (Дети рассказывают)
Ребё нок: У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Молодцы! Идём дальше. (дети шагают, проговаривая слова)
-Кто шагает дружно в ряд?
-«Почемучки», наш отряд!
-Путешествовать идём
- Знаний новых мы найдём!
Воспит: Станция «Историческая»
Ребята! Встречает нас маленький домик. Как такой раньше называли? (изба)
Именно с таких маленьких бревенчатых изб и начиналась история России и конечно нашего города.
Рязань! Интересное название! Почему город так называется? (дети рассказывают версии происхождения названия города)
- Где же начал строиться ваш город (на реке Оке)
- Почему именно на реке (она была дорогой, питанием, жизнью для людей)
- С чего началось строительство города? (с постройки дороги, а потом избы)
- А как возникла улица? Что это – улица? (ставили избы, рядом с ними проходила дорога. Та сторона дома, которая выходила на дорогу была лицом дома. И дорога проходила у лица дома.)
- На какой улице стоит наш детский сад? (Есенина)
- Ребята, кто это? (показ портрета С. А. Есенина)
- Чем он прославился? (писал красивые стихи)
Мы живём на той же земле, что когда-то жил Есенин. Поэтому мы можем назвать его земляком. Сергей Есенин – наш земляк.
- Ещё каких знаменитых земляков вы знаете? (Циолковский, Павлов, Мичурин, Александров, Бирюзов, Полетаев, Скобелев.)
- Как, ребята, их можем назвать? (земляками)
Молодцы!
Нам пора в дорогу! Стрелочка зовёт. Идём!
-Кто шагает дружно в ряд?
-«Почемучки», наш отряд!
-Путешествовать идём
- Знаний новых мы найдём!
Станция «Дружба»
Нужно разделиться на три команды, каждая команда подойдёт к своему столу. На столе лежат разрезные картинки. Их нужно собрать и узнать, кто на них изображён. (памятники Есенину, Полетаеву, Циолковскому) Молодцы!
Нам пора в дорогу. Идём.
-Кто шагает дружно в ряд?
-«Почемучки», наш отряд!
-Путешествовать идём
- Знаний новых мы найдём!
Станция «Мастеровая»
Что мы здесь видим? (изделия мастеров)
- Какими промыслами славилась Рязанская земля? (Скопинской керамикой, Касимовской хохломой, Михайловским кружевом,Шиловским лозоплетением)
Ребё нок: Славилась Россия
Чудо – мастерами,
Дерево и глину
В сказку превращали
Красками и кистью
Красоту творили
Своему искусству
Молодых учили.
Нам пора в дорогу. Идём.
-Кто шагает дружно в ряд?
-«Почемучки», наш отряд!
-Путешествовать идём
- Знаний новых мы найдём!
Станция «Праздничная»
Но здесь ничего нет!
Умели на Руси работать, умели и отдыхать. Говорили: «Делу время, потехе час»
- Сделал дело – гуляй смело.
Дети! Какие вы праздники знаете? (перечисляют)
- А от Рождества до Крещения русский народ праздновал Святки. Да бывало не один день гуляли, а целую неделю. Говорили: «Веселись ребятки, наступили Святки!»
- Как же веселились в праздники на Руси? (пели песни, водили хороводы, играли в игры)
- А холостые парни выбирали себе невесту. Как выбирали –то (весёлую, работящую, красивую)
-Вы хотите поиграть? Замечательная русская народная игра есть «Нынче праздничек»
Праздник по имени добра молодца будем называть.
Пора, ребята, в дорогу.
-Кто шагает дружно в ряд?
-«Почемучки», наш отряд!
-Путешествовать идём
- Знаний новых мы найдём!
Стрелочка привела нас куда? Да, в детский сад. Как он называется (Совёнок)
3 этап: рефлексия:
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего запомнилось?
- В какой стране мы живем (России)
- Как нас называют (россияне)
- А людей, которые живут на одной земле с нами? (земляки)
- Кем же нам являются прабабушка и прадедушка? (предками)
Молодцы! А о чём бы вы хотели ещё узнать?
Как хочется чтобы и гости наши и запомнили и порадовались какая красивая наша Родина – Россия Давайте им подарим песню.
Песня «У моей России длинные косички»
Спасибо, что пришли к нам в гости! Приходите ещё. Милости просим!
На память дарим всем медальки.