Марина Кайгородова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников «Зимний лес — полон сказок и чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зимний лес - полон сказок и чудес»
Цель:
Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучающие:
- обобщать и закреплять знания по теме «Зима»;
-закреплять знания детей о диких и домашних животных, упражнять в составлении описательного рассказа;
- закреплять согласование числительных с существительными;
-закреплять употребление в речи синонимов и антонимов;
-продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице,
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников „Зимний лес — полон сказок и чудес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
соблюдая последовательность, точность и выразительность;
- продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными;
- обогащать словарный запас.
2. Развивающие:
- развивать воображение, память, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание.
3. Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные качества, умение работать в коллективе;
- вырабатывать положительное эмоциональное состояние;
- воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Материалы и оборудования:
1. Интерактивный развивающий комплекс «Играй и Развивайся»;
2. Мнемотаблица «Зима»;
3. Силуэты диких животных;
4. Декорации зимнего леса, избушка Бабы Яги;
5. Сундук с подарками (по количеству детей).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу, оформленную по содержанию зимнего леса.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас с вами сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
А теперь давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу «Доброго утра!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
-Сегодня на адрес детского сада пришло письмо. Это письмо пришло к нам от зайчика. Давайте с вами прочитаем его, что же в нем написано.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам из леса зайчик - длинные ушки.
Хочу попросить вас, о помощи.
Дело в том, что Баба Яга заколдовала наш лес, чтобы весна в нашем лесу никогда не наступила. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать наш лес.
Логопед: Ребята, зайчик боится, что весна не наступит, а какое же сейчас время года, разве сейчас не весна? По каким признакам мы можем определить, что сейчас зима? Давайте с вами составим рассказ о зиме. Кто начнет?
1. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
Назовите зимние месяцы. Ребята, а вы знаете, что сегодня последний день зимы, а завтра первый день весны.
Логопед: Я думаю, что не напрасно зайчик печалится, мы должны ему помочь. Согласны? Для этого мы с вами отправимся в лес. А чтобы нам в пути не замёрзнуть, мы разогреем наши ручки и ножки.
(Пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают «снежок»)
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, «роняют» снежок)
И … сломаем (топают).
(Идут под музыку и произносят речёвку)
Раз, два! Три, четыре!
Три, четыре! Раз, два!
Кто идёт и смотрит вниз?
Эй, скорее, подтянись.
Может вы уже устали?
Мы с собой таких не брали.
Может, сядем, отдохнём?
Лучше дальше мы пойдем!
Вот мы и пришли. Ребята, посмотрите как вокруг красиво.
Давайте с вами подышим свежим воздухом. Носиком вдохнем воздух. А ротиком выдохнем. Вдохнем с вами свежесть зимнего леса.
Ой, а это что? Ледяные силуэты. Кажется, я все поняла. Это Баба Яга заколдовала животных, как вы думаете, каких животных она заколдовала?
3. ИГРА «УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ ПО СИЛУЭТУ»
Посмотрите, вокруг животных много следов. Давайте попробуем с вами угадать, чьи это следы?
4. ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ?»
следы вокруг волка - чьи? волчьи
следы вокруг белки чьи?- беличьи
следы вокруг зайца чьи? - заячьи
следы вокруг лисы чьи? - лисьи
Ребята, а чьих следов не встретишь зимой в лесу? Правильно, медвежьих. Почему?
А вы знаете, ребята, что не только медведь впадает в спячку. Какие еще животные спят зимой? (ежи, барсуки, полевые мыши, кроты).
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Дикие животные)
– Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу, а еще они сами строят себе жилище и сами выращивают своих детенышей).
А какие ещё животные бывают? (Домашние) А чем они отличаются от диких? (Домашние животные живут рядом с человеком, и человек за ними ухаживает: он кормит их, строит для них жилище)
Ребята, давайте с вами сядем и составим рассказ о животных, определим какие животные домашние, а какие дикие.
5. «ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ» («Играй и развивайся»)
Посмотрите, сколько снега намело в лесу, какие образовались глубокие сугробы, и я, кажется, начинаю замерзать. Давайте с вами погреемся и поиграем в снежки.
(Под музыку играют в снежки)
5. ФИЗМИНУТКА «Игра в снежки» («Играй и развивайся»)
Б. Я. Кто это тут расшумелся? Ой, гляньте-ка, кто к нам пожаловал!
Логопед: Здравствуй, Баба Яга, до нас долетела весть о том, что ты заколдовала лес и не хочешь, чтобы в лесу наступила весна.
Б. Я. Заколдовала, а вам - то какое дело?
Логопед: Ну, как же так! Ведь завтра первый день весны, а в лесу страшно и веет трескучим морозом.
Б. Я. А мне то что, пусть всё вокруг остается страшным и замерзшим.
Логопед: Баба Яга, ну почему ты заколдовала весь лес и не хочешь, чтобы наступила весна?
Б. Я. Пусть спят и не просыпаются (плачет). Зато, никто не будет меня дразнить.
Логопед: Ну, зачем ты наговариваешь на лесных жителей, разве они тебя дразнят?
Б. Я. И ничего я не наговариваю, они говорят, что я плохая, и вы, наверное, тоже так думаете? (ответы детей) А, вот, я сейчас проверю. Я буду бросать вам клубок, и называть слова, которыми на меня обзываются звери, а вы скажете, как вы считаете, какая я.
6. АНТОНИМЫ-СИНОНИМЫ (Игра с клубком)
1 Злая - добрая
2 Жадная - щедрая
3 Страшная - красивая
4 Грустная - веселая
5 Старая - молодая
6 Грубая - ласковая
7 Глупая - умная
Б. Я. Правда, я такая какой вы меня сейчас называли? Ой, спасибо! Я ведь отродясь слов-то таких не слыхивала. Я от ваших слов сразу подобрела.
Логопед: Баба Яга, так значит, ты расколдуешь лес?
Б. Я. Обещаю вам, что сегодня же всё расколдую, и весна завтра же придет в наш лес. Но вы в свою очередь пообещайте мне тоже, что построите для птичек домики, ну как их называют, ну эти то…. (скворечники, а, то птички прилетают в лес и жалуются, что им негде поселиться.
Логопед: Баба-Яга, дети сейчас тебе покажут, как они умеют строить скворечники.
7. НАЛОЖИ ПРАВИЛЬНО (мастерим скворечник) («Играй и развивайся»)
Баба-Яга: Спасибо, ребята, за то, что вы такие добрые и умные, на память о нашей встрече, я хотела бы вам преподнести эти подарки, только не знаю, хватит ли на всех, я, же, неграмотная.
Логопед: Баба-Яга, не беспокойся, мы с ребятами сейчас всё посчитаем. Ребята, сколько должно быть подарков? Давайте посчитаем, хватит ли подарков на всех.
8. ИГРА (СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ)
Логопед: Спасибо, Баба Яга! Нам пора возвращаться в детский сад.
Баба-Яга: Я помогу вам вернуться в детский сад. Я же волшебница. Сейчас закройте глазки, а я немножко поколдую.
(Под музыку колдует и исчезает)
Чуфыр-муфыр
Ёрики-морики
В детский сад
Возвращайтесь соколики!
III. Итог
Закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно вам понравилось. Давайте поделимся нашими впечатлениями с гостями, где мы с вами были, что делали и какие чудеса видели в зимнем лесу?