Оксана Иванникова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия
Учитель-логопед: Иванникова О. А.
Тема: «В гости к осени».
Программное содержание: Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень». Обучающие задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР, „В гости к осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Методическое обеспечение: Слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы».
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку – переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Логопед:
Отгадайте загадку:
Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет …
Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).
Логопед:
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети:
В этом стихотворении говорится об осени. Слайд 1.
Логопед:
Как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?
Дети:
Солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.
Логопед:
Вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.
Дети:
Солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед:
Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц.
3. Изучение нового материала.
1) Логопед:
Первая станции нашего путешествия «Лесная». Слайд 2.
Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:
Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
(Лес).
Логопед:
Как вы догадались, что это лес?
Дети:
Летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Слайд 3.
2) Логопед:
Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.
Логопед:
Как называется явление, когда листья падают?
Дети:
Листопад. Логопед:
Из каких двух простых слов образовано слово листопад?
Дети:
Листья падают.
Логопед:
Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.
3) Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал,
Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно укладывают ладони на стол.
Н. Нищева.
4) Логопед размещает на наборном полотне картинки деревьев.
Логопед:
Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.
Логопед:
А вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.
Дети:
Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.
Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.
5) Логопед:
Подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?
Дети:
Листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.
Логопед:
Вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -
6) Игра «Похожие слова». Слайд 4. На слайде появляется «дерево родственных слов».
Логопед:
Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.
Логопед:
Подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.
Логопед:
Что это? (Лес.)
Логопед:
Большой лес, а маленький … (лесок.)
Логопед:
Человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)
Логопед:
Тропинка в лесу, какая … (лесная.)
Логопед:
Человек, который лес рубит … (лесоруб.)
Логопед:
Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.) Логопед:
Техника, которая лес возит? (Лесовоз.)
Логопед:
Вы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».
Дети:
Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.
7) Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно. Слайд 5. Логопед:
Мы прибыли на станцию «Лесных обитателей».
Логопед:
Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.
Логопед:
Назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?
Дети:
Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.
Логопед:
Про кого говорят, что его «ноги кормят».
Дети:
Волка зимой «ноги кормят».
Логопед:
Что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.
Дети:
Если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным.
Слайд 7.
Логопед:
Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?
Дети:
Заяц и белка меняют цвет шубки.
Логопед:
Почему это происходит?
Дети:
Заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.
Логопед:
Молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».
Дети:
Животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.
Логопед:
Лесные обитатели приготовили для вас загадку:
Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.
(Дождь).
Логопед:
На полянку выходите, С дождём игры заводите.
III. Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,
Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей.
Логопед выручает детям картинку - символ («дождь») Логопед:
Подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?
Дети:
Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».
Дети:
Осенью часто идёт моросящий дождь.
8) Д/игра «Кто и где спрятался?» Слайд 8.
Логопед:
Пошёл дождь в лесу. Лесные звери испугались дождя и решили спрятаться в свои домики. Скажите, кто из зверей, где прятался.
Дети:
Медведь спрятался в берлоге. Белка пряталась в дупле. Лиса спряталась в норе. Волк спрятался в логове. Заяц спрятался под кустиком.
9) Станция «Пернатых друзей». Слайд 8.
Логопед:
Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.
Логопед:
Назовите птиц?
Дети:
Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.
Логопед:
Кто из этих птиц не улетает на юг?
Дети:
Сорока не улетает на юг.
Логопед:
Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?
Дети:
Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.
Логопед:
Как называются птицы, которые остаются с нами?
Дети: С нами остаются зимующие птицы.
Логопед:
Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы». Дети:
Перелётные птицы улетают на юг.
10) Д/и «Осень, ты какая?»
Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая? Дети:
Осень – красивая, золотая, холодная …
Логопед: Если на улице холодно, то осень …
Дети:
Холодная.
Материал: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.
11) Рассказы детей «Осень наступила». Дети составляют рассказы об осень по опорным картинкам-символам.
IV. Итог.
Логопед:
Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.