Приложение МААМ

Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы «Комнатные растения»

Татьяна Егрищина
Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по формированию

экологических знаний в уголке природы у старших дошкольников

тема: «Комнатные растения. Черенкование».

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы „Комнатные растения“» размещена в разделах

1. Обучающие: закрепить представление детей о характерных признаках весны; уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях : названия растений, их строение (стебель, листья, бутон, цветок, корень, способы ухода и посадки, внешний вид. Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений.

2. Развивающие: развивать экологическое мышление

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.

Материалы и оборудование: комнатные растения, картинки (иллюстрации, открытки) с изображением комнатных растений, картинки с изображением частей растения (стебель корень, листья, цветок, бутон,тазики, совки, готовая земляная смесь, стаканчики с водой, палочки, цветочные горшочки и клеенчатые фартуки для каждого ребенка, черенки комнатного растения.

Использование медио ресурсов: П. И. Чайковский «Времена года», Легар «Серенада».

Предварительная работа: обрезка старого растения (бальзамина) для получения черенков. Наблюдения за развитием корневой системы, зарисовки наблюдений.

Словарная работа: пополнить и активизировать словарь детей за счет слов и терминов: кислород, цикл, листовые пластинки, черенки, дренаж, названий комнатных растений.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация»,

«Безопасность»

Ход НОД.

Воспитатель: сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь. Воспитатель читает рассказ под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года».

Рассказ.

Пригрело теплое, ласковое солнышко.

Под самым карнизом,

Под самым оконцем

Забралось в сосульки

Веселое солнце.

…Красавица сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап-кап – шлепали капли вниз. Они вспыхивали на солнце красными, синими, желтыми огоньками.

Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги. Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили. С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполнили лужу – и вот уже потек тоненький веселый ручеек: с пригорка по ложбинке, все дальше и дальше.

Все кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями…

Набухают на ветках деревьев и кустарников почки. Скоро украсит землю сочная, ярко-зеленая трава. И лес оденется листвою.

О каком времени года этот рассказ?

Как вы догадались?

Скажите, пожалуйста, весенние изменения происходят только с растениями за окошком, на улице?

Как же изменились комнатные растения с приходом весны? растений появляются новые листочки, стебельки.)

Какие комнатные растения есть в нашем уголке природы?

Дети перечисляют комнатные растения группы.

Вы наблюдали за ростом и развитием растений, хорошо знаете особенности их внешнего вида. Поэтому вам не составит труда отгадать цветочные загадки, которые я для вас приготовила :

1.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(комнатные растения)

2.

На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным сочным цветом

Горит нежно.

(бальзамин)

4.

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(фикус)

5.

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(плющ)

6.

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(алоэ)

7.

С горы на паутинках

Свисают паучки -

Зеленые пучки.

(камнеломка)

8

Вышла балерина:

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые.

(фуксия)

9

Щучий хвост

В землю врос.

(Сансевьера)

Под музыку входит Шапокляк. Здрасьте!

Что это вы тут делаете? Листочками любуетесь?

Только любоваться тут нечем. Они у вас зеленые, не цветут

Воспитатель: Ты права, наши растения зимой не цвели : отдыхали и набирались сил. Но сейчас растения проснулись и у них начался активный рост надземной и подземной части, пройдет немного времени и растения зацветут.

Шапокляк: ой,что-то я не пойму, про какие это части вы говорите?

Ребята, расскажите Шапокляк о строении комнатных растений

Дети: у растений есть надземная часть : стебель, листья, цветок

(рассказ сопровождается показом картинок) И подземная часть-корни.

Шапокляк: для чего они нужны растению?

Дети: корни удерживают растения,с помощью корней растения получают из почвы воду и питательные вещества.

Воспитатель: сейчас ребятки покажут тебе цикл жизни растений

Физкультминутка.

Под музыку Легара «Серенада» и слова воспитателя дети выполняют движения.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Шапокляк :ну про ваши растения я все поняла. Расцветут они у вас, как же! Такие растения никому не нужны!

Дети: растения украшают помещения, очищают воздух, выделяют кислород, который необходим для дыхания животных и человека.

Шапокляк: ладно, ладно, может и нужны,но вы ждите, пождите, а я женщина занятая, мне ждать некогда. Я забираю вот этот миленький цветочек. Привет!

Воспитатель: подожди Шапокляк, так поступать нехорошо. Ведь дети растили его, ухаживали за ним

Шапокляк: что же мне делать, если цветочек мне так понравился?

Воспитатель: Вежливо попросить ребят подарить тебе это растение.

Шапокляк: ой, я несчастная старушка, нет у меня комнатных растений, некому очищать воздух, радовать меня цветами. Подарите мне, пожалуйста, это растение.

Воспитатель: вы согласны?

Дети: согласны, если Шапокляк расскажет, как она будет ухаживать за растением

Шапокляк: зачем за ним ухаживать, растения сами растут

Воспитатель: сами растения растут в природе. А за комнатными растениями ухаживает человек. Растения пересаживают и омолаживают- сажают новые.

Шапокляк ребятки вы научите меня ухаживать за растениями и сажать новые?

Дети: научим.

Воспитатель предлагает Шапокляк присесть рядом с детьми.

Давайте вспомним, как можно вырастить новое растение?

Дети перечисляют: посевом семян, делением куста, усами, листовыми пластинками.

Воспитатель: а еще, ребята, новое растение можно вырастить из черенка. Черенки – это часть стебля с листочками и с корешками.

Это черенки комнатного растения бальзамина. Помните, несколько дней назад,мы обрезали стебельки старого растения и поставили их в баночку с водой (воспитатель показывает зарисовки наблюдений за развитием корневой системы черенков)

Далее рассматриваются черенки из баночки. Что же изменилось?

Дети: появились корни.

Воспитатель: давайте посадим черенки и вырастим новые молодые растения.

Дети одевают фартуки, под руководством воспитателя насыпают в горшочки дренаж, землю, поливают водой,палочкой делают углубление и сажают черенки до первого листа, уплотняют землю вокруг. Горшочки с черенками ставят на поднос.

Воспитатель:

1. Чему вы сегодня научились?

2 Черенки какого растения вы посадили?

3. Что же необходимо растениям для хорошего роста и развития?

Дети: солнечный свет, питательная земля, тепло, воздух, полив, рыхление, удаление пыли с листьев.

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что из ваших черенков вырастут красивые и здоровые растения

Шапокляк благодарит детей за то, что научили сажать и ухаживать за растениями, дарит им новое растение или сладости, уходит. Итог занятия. Воспитатель с детьми убирают рабочее место, моют оборудование.

Публикации по теме:

Конспект занятия по теме «Знакомство с комнатными растениями» Тема: «Знакомство с комнатными растениями» Задачи: 1. Познакомить детей с комнатными растениями, растущими в группе (бегония, фиалка, фикус).

Проект для логопедической группы «Комнатные растения — наши друзья» Проект логопедической старшей группы «Искорки" «Комнатные растения – наши друзья»Участники проекта: Дети старшей группы «Искорки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы «Комнатные растения»
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 21:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы «Комнатные растения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Егрищина (УИ 222964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД