Татьяна Егрищина
Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
экологических знаний в уголке природы у старших дошкольников
тема: «Комнатные растения. Черенкование».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в уголке природы „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
1. Обучающие: закрепить представление детей о характерных признаках весны; уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях : названия растений, их строение (стебель, листья, бутон, цветок, корень, способы ухода и посадки, внешний вид. Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений.
2. Развивающие: развивать экологическое мышление
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.
Материалы и оборудование: комнатные растения, картинки (иллюстрации, открытки) с изображением комнатных растений, картинки с изображением частей растения (стебель корень, листья, цветок, бутон,тазики, совки, готовая земляная смесь, стаканчики с водой, палочки, цветочные горшочки и клеенчатые фартуки для каждого ребенка, черенки комнатного растения.
Использование медио ресурсов: П. И. Чайковский «Времена года», Легар «Серенада».
Предварительная работа: обрезка старого растения (бальзамина) для получения черенков. Наблюдения за развитием корневой системы, зарисовки наблюдений.
Словарная работа: пополнить и активизировать словарь детей за счет слов и терминов: кислород, цикл, листовые пластинки, черенки, дренаж, названий комнатных растений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация»,
«Безопасность»
Ход НОД.
Воспитатель: сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь. Воспитатель читает рассказ под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года».
Рассказ.
Пригрело теплое, ласковое солнышко.
Под самым карнизом,
Под самым оконцем
Забралось в сосульки
Веселое солнце.
…Красавица сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап-кап – шлепали капли вниз. Они вспыхивали на солнце красными, синими, желтыми огоньками.
Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги. Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили. С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполнили лужу – и вот уже потек тоненький веселый ручеек: с пригорка по ложбинке, все дальше и дальше.
Все кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями…
Набухают на ветках деревьев и кустарников почки. Скоро украсит землю сочная, ярко-зеленая трава. И лес оденется листвою.
О каком времени года этот рассказ?
Как вы догадались?
Скажите, пожалуйста, весенние изменения происходят только с растениями за окошком, на улице?
Как же изменились комнатные растения с приходом весны? (у растений появляются новые листочки, стебельки.)
Какие комнатные растения есть в нашем уголке природы?
Дети перечисляют комнатные растения группы.
Вы наблюдали за ростом и развитием растений, хорошо знаете особенности их внешнего вида. Поэтому вам не составит труда отгадать цветочные загадки, которые я для вас приготовила :
1.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения)
2.
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Ярко-красным сочным цветом
Горит нежно.
(бальзамин)
4.
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.
(фикус)
5.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
(плющ)
6.
Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.
(алоэ)
7.
С горы на паутинках
Свисают паучки -
Зеленые пучки.
(камнеломка)
8
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые.
(фуксия)
9
Щучий хвост
В землю врос.
(Сансевьера)
Под музыку входит Шапокляк. Здрасьте!
Что это вы тут делаете? Листочками любуетесь?
Только любоваться тут нечем. Они у вас зеленые, не цветут
Воспитатель: Ты права, наши растения зимой не цвели : отдыхали и набирались сил. Но сейчас растения проснулись и у них начался активный рост надземной и подземной части, пройдет немного времени и растения зацветут.
Шапокляк: ой,что-то я не пойму, про какие это части вы говорите?
Ребята, расскажите Шапокляк о строении комнатных растений
Дети: у растений есть надземная часть : стебель, листья, цветок
(рассказ сопровождается показом картинок) И подземная часть-корни.
Шапокляк: для чего они нужны растению?
Дети: корни удерживают растения,с помощью корней растения получают из почвы воду и питательные вещества.
Воспитатель: сейчас ребятки покажут тебе цикл жизни растений
Физкультминутка.
Под музыку Легара «Серенада» и слова воспитателя дети выполняют движения.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
Шапокляк :ну про ваши растения я все поняла. Расцветут они у вас, как же! Такие растения никому не нужны!
Дети: растения украшают помещения, очищают воздух, выделяют кислород, который необходим для дыхания животных и человека.
Шапокляк: ладно, ладно, может и нужны,но вы ждите, пождите, а я женщина занятая, мне ждать некогда. Я забираю вот этот миленький цветочек. Привет!
Воспитатель: подожди Шапокляк, так поступать нехорошо. Ведь дети растили его, ухаживали за ним
Шапокляк: что же мне делать, если цветочек мне так понравился?
Воспитатель: Вежливо попросить ребят подарить тебе это растение.
Шапокляк: ой, я несчастная старушка, нет у меня комнатных растений, некому очищать воздух, радовать меня цветами. Подарите мне, пожалуйста, это растение.
Воспитатель: вы согласны?
Дети: согласны, если Шапокляк расскажет, как она будет ухаживать за растением
Шапокляк: зачем за ним ухаживать, растения сами растут
Воспитатель: сами растения растут в природе. А за комнатными растениями ухаживает человек. Растения пересаживают и омолаживают- сажают новые.
Шапокляк ребятки вы научите меня ухаживать за растениями и сажать новые?
Дети: научим.
Воспитатель предлагает Шапокляк присесть рядом с детьми.
Давайте вспомним, как можно вырастить новое растение?
Дети перечисляют: посевом семян, делением куста, усами, листовыми пластинками.
Воспитатель: а еще, ребята, новое растение можно вырастить из черенка. Черенки – это часть стебля с листочками и с корешками.
Это черенки комнатного растения бальзамина. Помните, несколько дней назад,мы обрезали стебельки старого растения и поставили их в баночку с водой (воспитатель показывает зарисовки наблюдений за развитием корневой системы черенков)
Далее рассматриваются черенки из баночки. Что же изменилось?
Дети: появились корни.
Воспитатель: давайте посадим черенки и вырастим новые молодые растения.
Дети одевают фартуки, под руководством воспитателя насыпают в горшочки дренаж, землю, поливают водой,палочкой делают углубление и сажают черенки до первого листа, уплотняют землю вокруг. Горшочки с черенками ставят на поднос.
Воспитатель:
1. Чему вы сегодня научились?
2 Черенки какого растения вы посадили?
3. Что же необходимо растениям для хорошего роста и развития?
Дети: солнечный свет, питательная земля, тепло, воздух, полив, рыхление, удаление пыли с листьев.
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что из ваших черенков вырастут красивые и здоровые растения
Шапокляк благодарит детей за то, что научили сажать и ухаживать за растениями, дарит им новое растение или сладости, уходит. Итог занятия. Воспитатель с детьми убирают рабочее место, моют оборудование.