Наталья Бахтина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерами славится земля» (дымковская игрушка). Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о семёновской матрёшке, её характерных особенностях.
2. Познакомить с дымковской игрушкой : историей создания, способам производства.
3. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти, всем ворсом.
4. Развивать знания о цвете, о тёплых и холодных тонах.
5. Формировать чувство цвета, ритма.
6. Закреплять умение выразительно читать стихи.
7. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
8. Считать, отсчитывать в пределах 10.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Мастерами славится земля“ (дымковская игрушка), Старшая группа» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
9. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материал:
2. Семёновская матрёшка.
3. Поезд-ширма.
4. Художественные книги «Дымка».
5. Три рукавички для показа прорисовки элементов.
6. Иллюстрации
7. Контуры различных дымковских игрушек на каждого ребёнка.
8. Набор гуаши.
9. Кисти.
10. Подставки для кисти.
11. Баночки с водой.
12. Салфетки.
13. Лепестки для игры «Цветик-семицветик».
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с разными народными игрушками, украшающими нашу группу, наш детский сад, квартиры в которых мы живём. А отправимся мы туда на поезде, в вагонах которого хватит места всем.
Воспитатель обращает внимание детей на ширму-поезд.
Воспитатель: Занимайте места, поезд отправляется!
Звучит музыка «Паровоз» Компанейца.
Воспитатель: Как быстро мчится поезд, а чтобы нам не было скучно, отгадайте загадку. Она поможет вам догадаться на родину какой игрушки мы сейчас приедем. Слушайте.
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка! Но матрёшки бывают разные, каких вы матрёшек знаете?
Дети отвечают и называют: калининские, загорские, полховмайданские.
Воспитатель: А станция на которую мы приехали, называется «Семёново». Как называется матрёшка, которая родилась в селе Семёново?
Дети: Семёновская
Воспитатель: С этой матрёшкой мы уже знакомы. Давайте выйдем из вагонов и пройдём в музей семёновской матрёшки. Вот она красавица! Из какого материала сделана матрёшка?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Посмотрите, а в какую одежду она одета?
Дети рассматривают и рассказывают
Воспитатель: А как же можно с матрёшкой играть?
Дети рассказывают и показывают
Воспитатель: А кто нам может рассказать про семёновскую матрёшку?
Ребё нок: Семёновская матрёшка отличается от других ярким румянцем на щеках, прямым пробором волос, ротиком-бантиком, яркими цветами на переднике.
Воспитатель: Молодец, ты всё правильно рассказал, а может кто-нибудь из вас знает стихотворение про матрёшку?
Ребёнок рассказывает стихотворение «Матрёшки» С. Я. Маршака
Восемь кукол деревянных
Круглолицых, деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается на две половинки,
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Воспитатель: хвалит ребёнка и спрашивает Посмотрите, я ставлю матрёшек в ряд, сколько их всего будет? А сейчас я их сложу друг в дружку. Сколько матрёшек я убрала? А сколько получилось? Молодцы! А теперь наш путь лежит дальше. Звучит «Паровоз». Садитесь в вагоны. Пока будем ехать поговорим. Мы рассмотрели с вами матрёшку. А чтобы так красиво расписать её, художнику надо хорошо знать цвета. Какие цвета мы с вами знаем?
Дети перечисляют
Воспитатель: Молодцы! А ведь мы с вами знаем, что цвета могут быть тёплыми и холодными. Давайте вспомним, какие цвета называют тёплыми, а какие холодными.
Дети вместе с воспитателем вспоминают, что тёплые – это те цвета, которые греют, похожи на солнце (розовый, красный, оранжевый, жёлтый, а холодные они похожи на снег, воду, лёд (синий, голубой, фиолетовый).
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Воспитатель показывает лепесток, дети определяют его цвет: если тёплый хлопают 1 раз в ладоши, если холодный – 2 раза и рассказывают почему выполнили именно такое действие.
Воспитатель: Пока мы с вами играли, поезд привёз нас на другую станцию – Дымково. Подумайте и скажите, название этой станции вам ничего не напоминает? Это родина знаменитой дымковской игрушки. Сейчас мы с вами пойдём в музей дымковской игрушки, послушаем рассказ как появилась на свет дымковская игрушка.
Рассказ воспитателя. Давным-давно жили в одном селе люди. Когда наступала зима и мороз сковывал землю в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера, обрабатывали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них тогда таких игрушек как у нас. И задумались взрослые: чем же порадовать своих детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные – понравились они детям.
А теперь посмотрите на игрушки и назовите их.
Дети называют дымковские игрушки – барыня, козлики, индюки, лошадки, свиньи, собаки и т. д. и повторят из какого материала сделаны игрушки, какие цвета использовались для росписи
Воспитатель: Дымковскую игрушку в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах – на заводах и фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Здесь много цехов, в каждом из них мастера выполняют свою работу. Давайте пройдём в один из них. Это цех росписи изделий вот такими элементами.
Воспитатель показывает схемы и просит детей назвать элементы (кольцо, круг, точка, волнистая линия, пересекающиеся прямые линии, дуги, мазки)
Воспитатель: А хотите и вы стать настоящими мастерами и попробовать расписать изделие? Дети соглашаются. Тогда выбирайте какую игрушку вы хотели бы расписать, усаживайтесь и приступайте к работе.
Дети расписывают выбранный контур игрушки.
Затем все усаживаются обратно в поезд и под весёлую песенку возвращаются в группу, где устраивают свой музей дымковской игрушки.