Ольга Евсеева
Конспект НОД «Путешествие Смешариков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
по ООО «Познание» Познавательно — исследовательская деятельность
Конспект по организации познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе :
"Путешествие Сешариков"
Цель:
Расширять представление о полезных ископаемых Суворовского района (песке, известняке, минеральной воде и глине, об их свойствах. Закреплять знания о способах образования и добычи этих полезных ископаемых.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие Смешариков“ в подготовительной группе» размещена в разделах
1. развивать способности к поисковой деятельности:
определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
2. планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
4. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, карьер, минеральная вода.
5. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
6. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам нашей природы.
Материал: коллекция полезных ископаемых, «Уголок юного экспериметатора» с карточками; материал для экспериментирования: карточка-схема, лупы, карта полезных ископаемых Тульской области, фишки с условными обозначениями полезных ископаемых; проектор и экран, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев
2. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
3. Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
4. НОД познавательного цикла «Полезные ископаемые»,
5. Наблюдения на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
6. Игры - экспериментирования
7. Беседа о полезных ископаемых.
8. Домашнее задания:поделки из глины, экскурсии на курорт «Краинка» в питьевую галерею, фотографии с песчаного, глиняного и камне-рудного карьеров.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, чтение энциклопедического материала, указания, педагогическая оценка
• Наглядные:схема исследовательской деятельности, рассматривание коллекции полезных ископаемых, иллюстраций; просмотр видеофильмов
• Практические: элементарные опыты, моделирование
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Ход образовательной ситуации:
Путешествие Смешариков.
Слайд 1
- Однажды Смешарики : Крош, Нюша, Совунья и Копатыч играли в новую игру. Они забирались на тучку и вместе с капельками дождя спускались на землю. Неожиданно подул сильный ветер, и оказались Смешарики в разных уголках земли Суворовской, что находится в Тульском крае.
Посмотрите, где оказался Копатыч …
Слайд 2 (На слайде фотографии, сделанными родителями в Ново - Александровском карьере)
- Как вы думаете, где он находится? (Ответы детей).
Правильно ребята, это камнерудный карьер. Здесь добывают известняк. Слайд 3.
Известняк относится к осадочным породам. Свойства известняка: легкость обработки, широкая цветовая гамма – от белого до черного (с различными оттенками красного, голубого, желтого, розового и других, практичность, долговечность.
Да, Копатыч обследовал открытый карьер, где добывают эти камни. Но он никак не может понять, для чего они нужны людям.
Ребята, давайте объясним ему. (Слайды №4, № 5, № 6)
Обработанный известняк применяется:
- молотый известняк используют при строительстве дорожных покрытий;
- в строительстве зданий – в виде строительного камня и блоков;
- известняк в качестве минерального порошка используется для изготовления кормов для птицы и, конечно же, наши любимые цветные мелки. Мел - разновидность известняка, менее прочен, мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Игра-соревнование «Чья команда быстрее нарисует цветными мелками одного из персонажей Смешариков».
Электронная физкультминутка для глаз. Слайды №7, № 8
- А где же Крош? Он увлеченно рисует, посмотрите на его рисунки.
Слайд №9.
- Как вы думаете, на чем он рисовал?
А где же берут песок и как его используют? (Слайды № 10, № 11, №12)
Итак, песок– человек начинает использовать с раннего детства, когда играет в песочнице. А еще его используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Песок - это тоже одно из богатств недр земли Суворовской. Его добывают на песчаном карьере, который находится около села Доброе.
Опытно-исследовательская деятельность.
А теперь давайте пройдём в нашу лабораторию «Юного эколога».
У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Слайд № 13.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? (ответы детей). Да ребята, песчинки очень маленькие, круглые, полупрозрачные, (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Это крохотные камешки – песчинки, которые не прилипают друг к другу. А вот как выглядит песок, если на него посмотреть в микроскоп. Слайд № 14.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Глиняный пирог слепили,
(движения кистями рук вверх, вниз)
стволы деревьев побелили
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек тоже не забыли, крошками их покормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С песчаной горки покатались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И на песочке повалялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в песке домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
А теперь давайте посмотрим, куда попала Нюша и что она нашла? (слайд№ 15).
Правильно, это глина. Расскажите о свойствах глины с опорой на карточку-схему.
Уголок Юного экспериментатора
?
Название
Цвет
Структура
Пластичность
Пропускает ли воду
Тонет в воде или нет
Опыт или эксперимент
Где применяют
Из какого источника узнали
Правильно, глина – одна из видов почв, которая образуется при разрушении камней и из остатков растений.
Слайды №16. Ребята, посмотрите, что слепила из глины наша Аленка. А что еще делают из глины. Слайды №17, № 18.
Физминутка: Ребята, а сейчас я предлагаю превратиться в песок, глину, известняк. Встаньте. Превращаемся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельна и вы будете бегать в рассыпную. (Дети бегают в рассыпную). А сейчас превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная. Возьмёмся за руки (дети берутся за руки). Известняк твердый, плотный, поэтому вы плотно прижмётесь друг к другу (прижимаются друг другу).
Ребята, мы совсем забыли о Совунье. Где же она? (Слайды №19)
А в это время Совунья приземлилась у мощного источника подземных вод в деревне Краинка. Ей очень хотелось пить, но она не знала, можно ли употреблять эту воду. Она решила спросить у кого-нибудь, что это за вода. Давайте расскажем, что мы знаем об этой воде. (Рассказы детей).
- Да у деревни Краинка находится пять разных источников минеральной воды, которая обладает целебными свойствами и используется для лечения больных с различными заболеваниями. Среди них есть сероводородный источник.
Андрей Переведенцев принес для нас воду из двух источников. Слайд№20
Приглашаю вас в питьевую галерею. Туда ведут две дороги. Одна из них глинистая, а другая песчаная. По какой – же из них лучше пройти? (дети решают проблемную ситуацию, опираясь на полученные ранее знания о свойствах глины и песка). Давайте с вами попробуем ее на вкус и сравним. (Дети отмечают разный привкус и запах воды).
Слайд№21
Слава о живой воде разнеслась далеко по всей стране. Популярную минералку с этикеткой «Краинка» продают в бутылках на территории России.
Слайд№22
Не только вода обладает целительными качествами, но и торфяная грязь, которая находится недалеко от источников. Она оказывает благотворное воздействие на организм, поэтому именно здесь находится здравница - знаменитый курорт Краинка.
Итак, Совунья, эта вода полностью безвредна и полезна. Пей на здоровье!
МудраяСовунья так хотела поделиться своими впечатлениями о знаменитых краинских минеральных источниках и целебных грязях, что тут же пустилась в путь, чтобы отыскать своих друзей. Собравшись вместе,Смешарики наперебой рассказывали друг другу о чудесных сокровищах суворовской земли, загадывая загадки о том, что узнали (слайд № 23). Вот так закончилось путешествиеСмешариков. Что вам показалось наиболее интересным в их путешествии?
Итак, ребята, под землей тоже существует целый мир. Как же мы называем подземные богатства земли? Полезные ископаемые – это то, что человек добывает из земли и использует в хозяйстве. А теперь давайте каждое из этих полезных ископаемых обозначим определенным значком и поместим на карту Тульской области.
Вот какой богатый наш край! Но полезные ископаемые не бесконечны: их нужно добывать только по мере необходимости. Когда вы вырастите, то может быть, кто-то из вас откроет новые месторождения полезных ископаемых.
Составили:
воспитатели О. И. Евсеева
В. С. Маркина
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
М. В. Каденская
Цель:
Расширять представление о полезных ископаемых Суворовского района (песке, известняке, минеральной воде и глине, об их свойствах. Закреплять знания о способах образования и добычи этих полезных ископаемых.
Задачи:
1. развивать способности к поисковой деятельности:
определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
2. планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
4. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, карьер, минеральная вода.
5. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
6. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам нашей природы.
Материал: коллекция полезных ископаемых, «Уголок юного экспериметатора» с карточками; материал для экспериментирования: карточка-схема, лупы, карта полезных ископаемых Тульской области, фишки с условными обозначениями полезных ископаемых; проектор и экран, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев
2. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
3. Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
4. НОД познавательного цикла «Полезные ископаемые»,
5. Наблюдения на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
6. Игры - экспериментирования
7. Беседа о полезных ископаемых.
8. Домашнее задания:поделки из глины, экскурсии на курорт «Краинка» в питьевую галерею, фотографии с песчаного, глиняного и камне-рудного карьеров.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, чтение энциклопедического материала, указания, педагогическая оценка
• Наглядные:схема исследовательской деятельности, рассматривание коллекции полезных ископаемых, иллюстраций; просмотр видеофильмов
• Практические: элементарные опыты, моделирование
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Ход образовательной ситуации:
Путешествие Смешариков.
Слайд 1
- Однажды Смешарики : Крош, Нюша, Совунья и Копатыч играли в новую игру. Они забирались на тучку и вместе с капельками дождя спускались на землю. Неожиданно подул сильный ветер, и оказались Смешарики в разных уголках земли Суворовской, что находится в Тульском крае.
Посмотрите, где оказался Копатыч …
Слайд 2 (На слайде фотографии, сделанными родителями в Ново - Александровском карьере)
- Как вы думаете, где он находится? (Ответы детей).
Правильно ребята, это камнерудный карьер. Здесь добывают известняк. Слайд 3.
Известняк относится к осадочным породам. Свойства известняка: легкость обработки, широкая цветовая гамма – от белого до черного (с различными оттенками красного, голубого, желтого, розового и других, практичность, долговечность.
Да, Копатыч обследовал открытый карьер, где добывают эти камни. Но он никак не может понять, для чего они нужны людям.
Ребята, давайте объясним ему. (Слайды №4, № 5, № 6)
Обработанный известняк применяется:
- молотый известняк используют при строительстве дорожных покрытий;
- в строительстве зданий – в виде строительного камня и блоков;
- известняк в качестве минерального порошка используется для изготовления кормов для птицы и, конечно же, наши любимые цветные мелки. Мел - разновидность известняка, менее прочен, мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Игра-соревнование «Чья команда быстрее нарисует цветными мелками одного из персонажей Смешариков».
Электронная физкультминутка для глаз. Слайды №7, № 8
- А где же Крош? Он увлеченно рисует, посмотрите на его рисунки.
Слайд №9.
- Как вы думаете, на чем он рисовал?
А где же берут песок и как его используют? (Слайды № 10, № 11, №12)
Итак, песок– человек начинает использовать с раннего детства, когда играет в песочнице. А еще его используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Песок - это тоже одно из богатств недр земли Суворовской. Его добывают на песчаном карьере, который находится около села Доброе.
Опытно-исследовательская деятельность.
А теперь давайте пройдём в нашу лабораторию «Юного эколога».
У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Слайд № 13.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? (ответы детей). Да ребята, песчинки очень маленькие, круглые, полупрозрачные, (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Это крохотные камешки – песчинки, которые не прилипают друг к другу. А вот как выглядит песок, если на него посмотреть в микроскоп. Слайд № 14.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Глиняный пирог слепили,
(движения кистями рук вверх, вниз)
стволы деревьев побелили
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек тоже не забыли, крошками их покормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С песчаной горки покатались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И на песочке повалялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в песке домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
А теперь давайте посмотрим, куда попала Нюша и что она нашла? (слайд№ 15).
Правильно, это глина. Расскажите о свойствах глины с опорой на карточку-схему.
Уголок Юного экспериментатора
?
Название
Цвет
Структура
Пластичность
Пропускает ли воду
Тонет в воде или нет
Опыт или эксперимент
Где применяют
Из какого источника узнали
Правильно, глина – одна из видов почв, которая образуется при разрушении камней и из остатков растений.
Слайды №16. Ребята, посмотрите, что слепила из глины наша Аленка. А что еще делают из глины. Слайды №17, № 18.
Физминутка: Ребята, а сейчас я предлагаю превратиться в песок, глину, известняк. Встаньте. Превращаемся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельна и вы будете бегать в рассыпную. (Дети бегают в рассыпную). А сейчас превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная. Возьмёмся за руки (дети берутся за руки). Известняк твердый, плотный, поэтому вы плотно прижмётесь друг к другу (прижимаются друг другу).
Ребята, мы совсем забыли о Совунье. Где же она? (Слайды №19)
А в это время Совунья приземлилась у мощного источника подземных вод в деревне Краинка. Ей очень хотелось пить, но она не знала, можно ли употреблять эту воду. Она решила спросить у кого-нибудь, что это за вода. Давайте расскажем, что мы знаем об этой воде. (Рассказы детей).
- Да у деревни Краинка находится пять разных источников минеральной воды, которая обладает целебными свойствами и используется для лечения больных с различными заболеваниями. Среди них есть сероводородный источник.
Андрей Переведенцев принес для нас воду из двух источников. Слайд№20
Приглашаю вас в питьевую галерею. Туда ведут две дороги. Одна из них глинистая, а другая песчаная. По какой – же из них лучше пройти? (дети решают проблемную ситуацию, опираясь на полученные ранее знания о свойствах глины и песка). Давайте с вами попробуем ее на вкус и сравним. (Дети отмечают разный привкус и запах воды).
Слайд№21
Слава о живой воде разнеслась далеко по всей стране. Популярную минералку с этикеткой «Краинка» продают в бутылках на территории России.
Слайд№22
Не только вода обладает целительными качествами, но и торфяная грязь, которая находится недалеко от источников. Она оказывает благотворное воздействие на организм, поэтому именно здесь находится здравница - знаменитый курорт Краинка.
Итак, Совунья, эта вода полностью безвредна и полезна. Пей на здоровье!
МудраяСовунья так хотела поделиться своими впечатлениями о знаменитых краинских минеральных источниках и целебных грязях, что тут же пустилась в путь, чтобы отыскать своих друзей. Собравшись вместе,Смешарики наперебой рассказывали друг другу о чудесных сокровищах суворовской земли, загадывая загадки о том, что узнали (слайд № 23). Вот так закончилось путешествиеСмешариков. Что вам показалось наиболее интересным в их путешествии?
Итак, ребята, под землей тоже существует целый мир. Как же мы называем подземные богатства земли? Полезные ископаемые – это то, что человек добывает из земли и использует в хозяйстве. А теперь давайте каждое из этих полезных ископаемых обозначим определенным значком и поместим на карту Тульской области.
Вот какой богатый наш край! Но полезные ископаемые не бесконечны: их нужно добывать только по мере необходимости. Когда вы вырастите, то может быть, кто-то из вас откроет новые месторождения полезных ископаемых.