Алла Победа
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква Ш — Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков [Ш — Ж].
Задачи:
Обучающая :
- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях;
- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
- учить дифференцировать звуки по «глухости» - «звонкости»;
- учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении.
Развивающие:
- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе, Тема „Звук и буква Ш — Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать навыки звукового анализа;
- развивать навыки звукового и слогового синтеза;
- развивать пространственную ориентацию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать настойчивость;
Коррекционные:
- сравнивать, различать и правильно произносить звуки [Ш – Ж] на материале слогов и слов;
- преодолеть речевой негативизм.
Предварительная работа:
- НОД: Звук и буква Ш;
- НОД: Звук и буква Ж.
Оборудование: картинка «Художник Карандаш», звуковая дорожка, интерактивная доска, сюжетные картинки, контурные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
— Скажи, между кем ты стоишь?
2. Сообщение темы занятия.
— В гостях у нас сегодня Художник Карандаш.
Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].
— Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.
Логопед демонстрирует Художника Карандаша.
Я — Художник Карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Звуки эти различать.
3. Сравнение звуков [ш] — [ж]
— Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке [ш].
— Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж].
— Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?
4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков.
— Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.
б) Дифференциация звуков в слогах и словах.
Посадите на правую ладошку звук [ш], на левую звук [а], соедините ладошки, какой слог получился? Теперь посадите на правую ладошку звук [Ж], на левую [у], какой слог получился?
А сейчас повернитесь друг к другу, приготовьте ладошки – девочкам я дарю слог Лу, мальчикам Ша, соединяем ладошки, какое слово получилось? ЛУША. Девочкам слог Лу, мальчикам слог Жа, что получилось? ЛУЖА. А теперь вместе повторите слова, которые у нас получились ЛУША – ЛУЖА.
в) Усовершенствование фонематических процессов.
Ребята, а давайте нам наши пальчики помогут назвать все звуки по порядку в словах. (Дети с помощью пальчиков, соединяя поочередно пальцы с большим пальцем, называют звуки в словах).
- Сколько звуков всего в слове?
- Сколько гласных и какие они?
- Сколько согласных и какие они?
- Какие звуки одинаковые в этих словах, а какие разные?
Молодцы, хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть.
5. Физкультминутка.
Зарядка с тетушкой совой.
6. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах.
Наш Художник-Карандаш очень любит рисовать, вот он нарисовал много разных картинок и просит нашей помощи, так как не знает, кому какую подарить. Мы с вами должны посмотреть на картинки и выбрать для ШАРИКА картинки со звуком [Ш], для ЖУКА – картинки со звуком [Ж], и разместить их на соответствующий карандаш.
Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют кому какую картинку подарить. На интерактивной доске соединяют картинку с соответствующим карандашом.
Молодцы, вот мы и помогли нашему Художнику.
7. Бука Ш, буква Ж
Давайте, ребята, вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки?
Ш Ж
ША ЖА
ШО ЖО
ШУ ЖУ
Прочитайте слоги.
8. Составление предложений.
Художник Карандаш очень любит рисовать, и пока мы тут с вами читали слоги, он нарисовал картины и просит вас посмотреть и составить предложения.
Дети рассматривают картинки и составляют предложения: Кошка сидит на дереве. Ежик пьет молоко. Лошадь пасется на лугу. Жирафы жуют листики. Мышка любит сыр. Жаба сидит на кочке.
9. Итог занятия.
- Ребята, о каких звуках мы с вами говорили?
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
— Художнику понравились все ваши ответы, ему с вами было весело, вы ему во многом помогли и он вам на память нарисовал картинки-невидимки (контурные, в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (мишка, машина, лошадь, ежик, жук, жираф). Но Художник столько рисовал, что у него закончились краски и он вам предлагает дома разукрасит его картинки.