Яна Ларченко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».
Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД) : - формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.
Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД) :
Образовательные:
учить детей соотносить звуки З и З’ с буквой З;
закреплять навыки чтения слогов и слов;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
совершенствовать фонематический слух и восприятие;
развивать просодическую сторону речи;
развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук.
Воспитательные:
воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.
Оборудование:
Кукла Незнайка, фишки для проведения звукового анализа слов, палочки и нитки для конструирования, бархатная бумага, листы-раскраски с изображением звезд, простые карандаши, ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, друзья!
К нам на занятие пришел гость.
Логопед: Сопоставление звуков и буквы :
Охарактеризуйте звук З.
/Звук З- согласный, твердый, звонкий/
Охарактеризуйте звук Зь.
/Звук Зь- согласный, мягкий, звонкий/
Звук З и Зь обозначаются буквой З.
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
Из каких элементов состоит эта буква?
/Из двух полукругов/
/СЛАЙД № 6/
Логопед: Посмотрите, как художники изображают эту букву.
Послушайте еще одно стихотворение про букву З, и произнесите его сначала шепотом, а затем громко.
Заяц затейливо уши сложил,
Букву красивую изобразил.
Логопед: Сконструируйте букву З. Подумайте, как можно выложить букву З, используя нитки.
- Хорошо! У всех получилась красивая буква З.
Чтение слогов и слов:
Логопед: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете читать.
/СЛАЙД № 7/
/Дети читают слоги по цепочке (сначала горизонтально, затем вертикально)/
/СЛАЙД № 8/
Игра «Жучок-буквоед».
Логопед: Жучок съел в словах все буквы З. Ваша задача прочитать слова, вставив вместо точки букву З и произнести слово полностью. Если вы прочитали слово правильно, то появится картинка, соответствующая этому слову.
/Каждый ребенок читает слово шепотом - логопед спрашивает одного из детей/
Логопед: Незнайке понравилось, как вы читали слоги и слова!
/СЛАЙД № 9/
/На экране появляется картинка с изображением Зимы/
Логопед: Какое время года изображено на картинке? /Зима/ Назовите все зимние месяцы по порядку /Декабрь, январь, февраль/
Чтобы отдохнуть, приглашаю всех на разминку.
/Логопед произносит стихотворение – дети выполняют движения/
Вечер зимний в небе синем - /взмахи руками вверх/
Звезды синие зажег. - /разводят руками, опускают руки вниз/
Ветви сыплют синий иней -/стряхивающие движения кистями рук/
На заснеженный лужок. - /приседают, руки на колени/
Логопед: Все немного отдохнули. Продолжим нашу работу!
Проведение звукового анализа слов:
/СЛАЙД № 10/
Логопед: Предлагаю провести звуковой анализ двух слов: ЗИМА и ЗУБЫ при помощи цветных фишек. /Дети проводят звуковой анализ слов самостоятельно, затем проверяют правильность выполнения, сверяя с последовательно появляющимися на экране фишками-заменителями звуков/
Логопед: Внимательно посмотрите на схемы данных слов. Чем они похожи? Чем отличаются? /Дети сравнивают схемы слов. /
Логопед: При помощи палочек самостоятельно сконструируйте слова ЗИМА, ЗУБЫ.
/Дети выкладывают слова, затем проверяют правильность выполнения задания/
Составление предложений:
/СЛАЙД № 11/
Логопед: Посмотрите внимательно на экран. Придумайте имя для девочки, начинающееся на звук З или Зь. Составьте предложение по картинке. Это предложение должно соответствовать данной схеме.
|___ ___ ___ ___ .
/Зоя запускает воздушного змея. /
Логопед: Сколько слов в данном предложении? / В данном предложении 4 слова/
Составьте предложение по другой картинке. Обратите внимание на схему предложения!
|___ ___ НА ___ .
/Обезьяна запрыгивает НА дерево. /
/Логопед выслушивает другие варианты предложений. /
Логопед: Вы отлично справились! Молодцы!
Развитие координации движений пальцев рук:
/СЛАЙД № 12/
Логопед: Перед вами лежат листы, на которых изображены звезды. При помощи простых карандашей аккуратно обведите звезды и заштрихуйте их в том направлении, в котором указывает стрелка.
Логопед: И с этим заданием вы замечательно справились! Покажите ваши работы Незнайке.
Логопед: Помогли ли вы Незнайке выучить новую букву? Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке разобраться, что такое звуки и буквы? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/
Логопед: Пришло время прощаться с Незнайкой! До скорых встреч!
/Оценивается работа детей в целом и индивидуально/
/СЛАЙД № 2/
Вы узнали его? Кто это? /Незнайка/
Логопед: Он готовится, как и вы, пойти в первый класс. Незнайка учит звуки и буквы, но ему это очень сложно дается. Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое звуки и буквы. Вспомним стихотворение про них.
Звуки мы произносим и слышим,
Незнайка очень хочет выучить новую букву, давайте мы ему поможем.
Логопед: Предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Найди общий звук в словах».
/Появляется Незнайка (кукла)/
Если вы правильно определите общий звук для каждой группы слов, то узнаете, о чем мы будем говорить сегодня.
/СЛАЙД № 3/
ЗАЯЦ, ЯЗЫК, ЗАМОК, ТАЗЫ
/Общий звук для этих слов – звук З/
/СЛАЙД № 4/
ЗЕМЛЯНИКА, ГВОЗДЬ, ГРУЗДЬ, ЗЕМЛЯ
/ Общий звук – звук Зь/
Логопед: Молодцы, правильно узнали эти звуки! Вы сегодня познакомитесь с буквой, которая обозначает звуки З и Зь.