МААМ-картинки

Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)

Анастасия Герасимова
Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)

(«Богатство» бабушки Марии)

подготовили: Герасимова А. И. ,Чужайкина Е. Ю.

Задачи:

Образовательные:

продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;

Развивающие:

развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных

произведений; развивать поэтический слух,

умение чувствовать богатство литературного языка;

Публикация «Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором „Маря бабань сюпавчизэ“ (старший возраст)» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами,

прибегая к использованию фольклорного

слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе,

высоконравственное отношениек окружающему миру.

Материал для занятия: изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца,

корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры, блины.

Предварительная работа: знакомство с малыми жанрами мордовского фольклора;

заучивание пословиц и поговорок на эрзянском языке.

Словарная работа: пословица, закличка, изречение, предки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, снова на нашу мордовскую землю пришла осень.

Все рады наступлению осени!

Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы!

Дети, давайте вспомним пословицы об осени.

Дети:

- Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундось мазы цецясо, сексесь – прякасо).

- Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундосьсюпавчисэ, сексесь - кшисэ).

- Весенняя песня осенью завершается (Тундонь морось сексняморави).

- Весной не посеешь – осенью себя проклянешь (Тунда а видят, сексняэсьпрятсюдат).

Воспитатель: Молодцы, дети! Сколько мудрых пословиц вы назвали!

Пословицы – это поучительные изречения.

Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв,

а мудрости в ней целое озеро».

Воспитатель: Ой, дети, пока мы с вами пословицы об осени вспоминали,

погода за окном испортилась.

Как нам не хватает солнышка. Давайте его позовем!

Дети:

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка

(Воспитатель проговариваетзакличку на эрзянском языке)

(Чизэ, листь, листь,

Оев каша пенчмаксан,

Чизэ, листь, листь,

Якстереатякш теть максан!

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотрите, как солнышко засияло!

Пора нам отправляться в

гости к бабушке Марии. Она нас давно ждет.

(Дети проходят в музей «Мордовская изба»)

Бабушка Мария: Здравствуйте, дети! Проходите смелее, не стесняйтесь.

Присаживайтесь! Я вас уже заждалась. Все я в доме прибрала,

все свои дела переделала, по воду сходила,

домашних животных накормила, с огорода урожай собрала.

Хотите узнать, какой урожай я собрала?

Дети: Да, хотим!

Бабушка Мария: Тогда слушайте мои загадки.

У меня есть серая курица,

Несет яички в земляные гнезда (картофель).

(Монь улисермавсаразом

Моданьпизесалыи.)

На грядке медвежьи головы

Без глаз, без ушей (тыква).

(Пандяланг соовтоньпрят,

Сельмевтеме, пилевтеме).

Бабушка Мария: Дети, а вы знаете какие – нибудь загадки об овощах?

Дети: Конечно, знаем.

(Дети загадывают загадки)

Сорок рубашек на ней,

Высокий корень под ней (капуста).

(Ниленьгемень палянзо,

Сэрей корёналонзо).

Дед в земле,

Борода на земле (редька).

(Атясьмодасо,

Сакалонзоушосо).

На грядке кустик,

На каждой ветке красная девица (помидор).

(Пандялангсочувтыне

Эрьватарадсонзоякстеретейтерне).

(Дети загадывают загадки, бабушка Мария показывает им овощи).

Бабушка Мария: Молодцы, какие! Такие умненькие,

все мои загадки отгадали и много своих загадали.

Дети, хотите узнать, что возрождает все живое к жизни?

Дети: Солнышко!

Бабушка Мария: Конечно, вы правы! Молодцы!

Наши предки верили, что добрые силы природы

услышат их и придут им в делах на помощь.

Поэтому они поклонялись солнцу.

Пекли круглые блины, похожие на солнце,

водили хороводы, жгли круглые костры.

(Хоровод «Весенний день» («Тундоньчись»).

Бабушка Мария: Мордовский народ сочинял не только потешки

да песни, но и сказки.

Какие мордовские сказки вы знаете?

Дети: «Девушка-береза», «Лыковый кошель»,

«Серебряный зубок», «Соленый мед».

Бабушка Мария: Молодцы! А сегодня я вам расскажу

новую мордовскую сказку «Мужик и медведь».

(Рассказывание сказки).

Бабушка Мария: О чем рассказывается в сказке?

Как сказка начинается?

Как сказка заканчивается?

Что больше всего вам понравилось в сказке?

Чему учит эта сказка?

Бабушка Мария: Дети, как я рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости!

Какие вы молодцы, знаете так много

из жизни своих предков, любите и чтите культуру своего народа!

За это я вас угощу мордовскими блинами (пачалксеть).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия старший возраст Тема занятия «Автоматизация звука Ш» «Прогулка в весенний лес» Коррекционно-образовательные цели. Закрепить правильное произношение звука.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)» Программное содержание: -закрепить знания детей о различных жанрах устного народного творчества: песнях, сказках, загадках; -развивать у.

Конспект интегрированной НОД «Осенний лес» (старший дошкольный возраст) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ закрепить представления детей об осени и её приметах, об изменениях. происходящих в живой и неживой природе;упражнять.

Конспект НОД «Чтобы быть здоровым» (старший возраст) Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур, закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание,.

Конспект НОД «Наша Родина» (старший возраст) Цель: - дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; - воспитать любовь к родному городу; - вызвать познавательный интерес;.

Конспект НОД. Старший возраст Тема: «Мой родной город» Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-краеведческого воздействия. Задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД по экологии «Осень дарит чудеса» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой.

Конспект занятия «Новогодний калейдоскоп» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Новогодний калейдоскоп» Цель: познакомить с традициями встречи Нового года в разных странах. Задачи: - расширение музыкального.

Конспект занятия по ознакомлению детей с русским фольклором «В гостях у бабушки Забавушки» Программное содержание: учить детей сосредотачиваться на игрушке, сценическом образе, используя при этом различные способы передачи характерных.

НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом» Программные задачи: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД по ознакомлению с мордовским фольклором «Маря бабань сюпавчизэ» (старший возраст)
Опубликовано: 6 января 2016 в 11:11
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД