Ирина Озадовская
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность».
Тип НОД: Познавательно — развивающая.
Возраст детей 4-5 лет.
Форма проведения НОД Прогулка по весеннему лесу
Форма организации Подгрупповая, 8 детей
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Виды детской деятельности Коммуникативная (отгадывание загадок, беседа, вопросы и ответы на них дыхательная гимнастика,слушание чтения художественной литературы (чтение стихотворения,
трудовая (совместная деятельность,
познавательно – исследовательская (решение проблемной ситуации, наблюдение, музыкально- художественная (слушание музыки,
игровая (игры с правилами,
конструктивная (конструирование из геометрических фигур).
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о времени года — весне, поддерживать проявление интереса к природе, к наблюдению сезонных изменениях в природе.
Учить выделять весенние признаки.
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, о правилах поведения в лесу, развивать умение ориентироваться в окружающем мире, закрепить знания детей о животном мире.
Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, развивать логическое мышление, отгадывать загадки, воображение, фантазию,делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Развивающие
Развивать речь, мышление, внимание, воображение и восприятие, мелкую моторику, развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей
Воспитательные:
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать культуру поведения в процессе работы.
Развивать умение заботиться о своем здоровье, и потребность быть здоровым.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Модель «Зимнего леса, преобразовывается в «Весенний лес», изображения диких животных, плакат с изображением птиц, ноутбук для воспроизведения записи «Звуки весеннего леса»(музыкальное сопровождение)
Раздаточный: геометрические фигуры желтого цвета для складывания из них изображения солнца, бумажные цветы подснежников для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа:
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций, наблюдение на участке, чтение рассказов о животных, просмотр презентаций о лесе, о животных, загадывание загадок о животных.
Словарная работа: Лесовичок, проталины.
Методы и приемы:
Игровой: физкультминутка «Мишка вышел из берлоги», игра «Ручеек».
Наглядный: игра «Найдите лишнее».
Словесный: игровой прием «Телеграмма от Лесовичка», загадывание детьми загадок, повторение правил поведения в лесу, беседа о природе весной, стихотворение о солнце, стихотворение в подарок Лесовичку.
Практический: решение проблемной ситуации, Игра «Составление солнца из геометрических фигур», дыхательная гимнастика «Подснежники», гимнастика для глаз.
Ход НОД.
Воспитатель:В синем небе суматоха
Птицы вешние кружат,
А в берлоге спится плохо -
Солнце будит медвежат.
На березе бродят соки,
И, заметная едва,
На бугре и на припеке
Пробивается трава.
Мать-и-мачеха готова
Вслед за вербою расцвесть.
Галка со спины коровы
На гнездо таскает шерсть.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю совершить путешествие. Хотите? Но чтобы узнать, куда мы отправимся, нам нужно отгадать две загадки, которые приготовили для вас Леша и Лиза и Злата:
Леша: Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посе6вы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня.
Дети: Весна
Лиза:По всем странам славится
Русская красавица.
Белые одежки,
Золото — сережки.
С расплетенною косой,
Умывается росой
Дети: Береза
Злата: На тарелке колобок-
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая-
Не видать конца и края!
Дети: Солнце и небо.
Воспитатель: А где весной лучше всего?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Хотите туда отправится? Ребята, послушайте, пришла телеграмма из леса:
Письмо от Лесовичка :
В путь-дорогу собирайтесь,
В лес весенний отправляйтесь.
Ждут в лесу вас чудеса
И веселая игра!
Воспитатель: Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети рассматривают картинки и называют правила поведения в лесу: не жечь костры, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не мусорить, не слушать громкую музыку.
Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что в лесу мы с вами все правила выполним.
Воспитатель: Отправляемся мы в путь. Посмотрите, ребята, что это перед нами? От чего здесь такой широкий ручей?
Дети: Пригрело солнце, начал таять снег и образовался ручей.
Воспитатель: Перейти мы через него не сможем. Но как попасть на другую сторону, чтобы попасть в лес?
Дети: Смотрите а, вот у нас здесь есть камешки. Можно с камешка на камешек перепрыгивать, чтобы не замочить ноги. Так как мы с вами в волшебном лесу и окажемся.
Дети проходят через нарисованный ручеек по «камешкам»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. (Присаживайтесь, ребята на брёвнышко)
Слайд изображение леса. (звучит музыка весеннего леса)
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Ребята, послушайте как шумит весенний лес. А что происходит в природе весной?
Дети: Сильнее пригревает солнце. Тает снег, бегут ручьи, распускаются листочки. Появляются первые цветы и травка, просыпаются животные и насекомые, прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.
Воспитатель: Как вы думаете, какое становится солнце?
А какое весной небо?
Что изменяется в лесу приходом весны?
Дети: Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо, кажется синим – синим. С приходом весны лес и все его обитатели пробуждаются от зимней спячки.
Воспитатель:Очень много в лесу интересного и сказочного. Ребята, мне показалось или нас кто-то зовет?. (На экране появляется Лесовичок, разговаривает с детьми с экрана) Кто это?
Дети: Лесовичок.
Лесовичок : Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Старичок-Лесовичок, живу в лесу. Я хранитель лесных богатств. Заждались лесные обитатели весны. Но злой Леший не хочет весны и все заколдовал, без вас мне не обойтись. Помогите превратить зимний лес в весенний, но для этого вам нужно выполнить все мои задания.
Воспитатель: Ребята, поможем?
Воспитатель: Ребята, темно и холодно в лесу а может весна победить зиму без солнца?
Дети: Нет. Для этого нужно яркое, теплое солнце. От солнечных лучей снег станет рыхлым, сугробы осядут и растают. Начнет звенеть капель.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо солнышко найти.
Воспитатель: А где нам его найти?
Лесовичок : А вот если вы составите из геометрических фигур солнце, может оно и появится.
Воспитатель: Давайте ребята, постараемся, чтоб солнце появилось. Поможем лесным обитателям.
Дети собирают солнце из геометрических фигур.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как оно светит. Гимнастика для глаз.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Воспитатель: А теперь давайте послушаем, София знает стихотворение о солнце.
София:Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если бы мы его достали,
Мы бы его расцеловали
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите вот оно солнце.
Ребята, а какой весенний лес без пения птиц. Возвращаются из теплых краев на родину какие птицы?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель:Кто же прилетают первыми?
Дети: Грачи
Воспитатель: Но чтобы птицы прилетели нам нужно весеннее дерево, чтобы птицы вывели птенцов. Что же нам делать?
Лесовичок : Вот вам второе задание, игра «Найдите лишнее». Вам надо найти среди перелетных птиц зимующих.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины и скажите кто здесь лишний?
Дети рассматривают картинки и находят зимующих птиц
Воспитатель: Молодцы! Вот и наше весеннее дерево, а на нем поют птицы.
(звучит музыка – пение птиц).
Дети прикрепляют фигурки птиц к дереву.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь берлога.
А кто живет в берлоге?
Дети: Медведь.
Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги», может медведь и появится?
Динамическая пауза.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (дети приседают).
Воспитатель : Не проснулся медведь. Лесовичок, может у тебя есть для нас еще задание?
Лесовичок : Отгадайте загадки и тогда медведь и появится.
У рыженькой малышки,
В дупле грибы и шишки (Белка)
А детеныш у белки кто, назовите. бельчонок
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
А детеныш? Лисенок.
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Мама-зайчиха, а детеныш? Зайчонок.
Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, козлят ищет. (Волк)
Мама — волчица, а детеныш? Волчонок.
Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На мння они глядят,
Молока они хотят Еж.
Мама — ежиха, а детеныш? Ежонок.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Мама- медведица, а детеныш? Медвежонок.
Дети отгадывают загадки и находят картинки с изображением животных и их детенышей.
Воспитатель: Вот и он. А посмотрите, там еще кто – то есть.
Дети: Весной в марте у медведей рождаются медвежата.
Воспитатель: Наш лес постепенно превращается в весенний.
Воспитатель: Но посмотрите, у нас до сих пор лежат сугробы.
Лесовичок : А если мы с вами поиграем в игру «Ручеек» .Появятся проталины!
Воспитатель: А как вы думаете, что такое проталины?
Дети: Солнце пригревает все сильнее, и под его лучами начинает таять снег, и начинает открываться земля.
Игра «Ручеек».
Звучит веселая музыка. Дети бегут по залу, меняя направление и темп движения.
Воспитатель: Набегался ручеек, устал. Увидел снежную полянку, решил отдохнуть.
Дети: садятся на ковер.
Воспитатель: На проталинах можно увидеть первые весенние цветы. Какие вы знаете первые весенние цветы?
Дети: Подснежники.
Воспитатель: А вот и первые подснежники на проталинах.
Дети берут в руки сделанные из бумаги на ниточках подснежники, выполняют дыхательное упражнение.
Воспитатель:Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот.
Воспитатель: Вот и выполнили мы все задания. Расколдовали лес.
Лесовичок : Как замечательно у нас все получилось!
Воспитатель: Лесовичок, послушай стихотворение, которое мы приготовили для тебя.
Алиса:По тропинке, по лесной,
Идет дедушка с клюкой.
Ну и славный старичок-
Сказочный Лесовичок.
Саша:На плечах сидят бельчата,
В бороде шипят ужата,
А в кармане сидит кот-
Все мурлычет и поет…
Миша:Рядом с дедушкой вприпрыжку
Скачет серенький зайчишка.
А над самой головой
Пролетел пчелиный рой.
Настя:По тропинке, по лесной,
Прошел дедушка смешной.
Удивился старый лес-
Не видал таких чудес!
Дети: Спасибо за прогулку.
Лесовичок : Спасибо за стихотворение, а я на прощанье подарю вам по маленькому солнышку.
Воспитатель: Пора нам с вами возвращаться. Ребята, где мы с вами были, что увидели и узнали интересного? Понравилось, вам такое путешествие. Давайте скажем, до свидания - сказочному лесу!