Филиппова Елена
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну взрослых предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в страну взрослых предметов»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Образовательные области в интеграции: Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в страну взрослых предметов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Цель: Создание условий для формирования у детей представления об эволюции бытовых приборов: стиральной машине, утюге, плите.
Задачи:
1. Обучающие: Познакомить детей с историей создания этих приборов, побудить понимать значение и функции приборов. Закрепить знание о назначении этих гаджетов.
2. Развивающие: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим «взрослых приборов». Активизировать словарь: ухват, чугун, тазик, ребристая доска. Закрепить знания о правилах поведения в общественных местах, о правилах безопасности при работе с электрическими приборами. Развивать умение отображать в рисунке увиденное.
3. Воспитательные: Воспитывать навык бережного, осторожного обращения с электрическими приборами, дружеские взаимоотношения в коллективе.
4. Здоровьесберегающие: Снятие усталости. (Презентация. Слайд 2).
Методические приё мы: Наглядный (Предметы пещеры, русской избы, иллюстрации с изображением бытовой техники, видеоролик «Правила безопасности»).
Словесный (Загадывание загадок, вопросы, поощрение).
Практический: «Добыча огня», стирка, рисование.
Предшествующая работа : Беседа о приборах, рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: Оформление пещеры (шкуры, камни, очаг, костюм первобытного человека, русской избы (печь, стол, лавки, утюг, таз, стиральная доска, ухват, чугуны, сарафан); набор иллюстраций современных бытовых приборов, презентация «путешествие в прошлое предметов», альбомные листы, цветные карандаши (фломастеры).
Структура НОД
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами в музее.
Что такое музей?
Дети: Музей – это здание, где собирают, хранят, изучают и экспонируют предметы, которыми люди пользовались много лет назад.
Воспитатель: Я – экскурсовод. Вы знаете кто это?
Дети: Работник музея, который проводит экскурсию и рассказывает об экспозициях.
Воспитатель: Наш музей необычный, в нём кроме предметов прошлого хранятся предметы, которыми пользуются и в настоящее время. Мы вместе с вами совершим путешествие в прошлое и настоящее взрослых приборов. Вспомним правила поведения в общественных местах.
Дети: Не шуметь, быть внимательными, не трогать предметы руками без разрешения.
Экспозиция 1.
Воспитатель: Очень давно, когда люди еще умели делать кирпич, не было машин, которые могли бы построить дома. Где жили люди?
Дети: Люди жили в пещерах.
Воспитатель: Как их называли?
Дети: Их называли древними.
Воспитатель: Как же жили древние люди, как они вели хозяйство? Ведь тогда не было ни стиральных машин, ни газовых плит, ни утюгов.
На чём древние люди готовили еду?
Дети: Они готовили на костре.
Воспитатель: А каким образом они разжигали костёр, ведь спичек и зажигалок не было?
Дети: Древний человек высекал искорку огня, ударяя камень о камень.
Воспитатель: Правильно. Давайте попробуем.
Приходились очень долго трудиться, чтобы высечь искру и разжечь костёр. Затем бросали в него куски мяса, обжаривали и ели. Какими от огня становилось и мясо?
Дети: Грязными, закопчёнными.
Воспитатель: Интересно, а как же древний человек ухаживал за своей одеждой, ведь она была необычной. Из чего древний человек изготавливал одежду?
Дети: Из звериных шкур.
Воспитатель: Они обрабатывали звериную шкуру, высушивали над огнём, придавая ей мягкость. Затем древней человек заворачивался в шкуры и продевал сквозь дырки ремешки, как бы зашнуровывал одежду. Ему приходилось лишь просушивать свою одежду и надевать её вновь. Вот так вот жили древние люди. (Презентация. Слайд 3).
Экспозиция 2.
Воспитатель: Жизнь продолжалась, люди изменились, их быт, одежда, жильё тоже поменялись. Где стали жить люди?
Дети: Люди стали жить в избах. (Презентация. Слайд 4).
Воспитатель: С изменением условий жизни, изменились и взрослые приборы. Мы с вами как вы догадались в русской избе. Где люди стали готовить еду?
Дети: Люди стали готовить еду в печи. (Презентация. Слайд 5).
Воспитатель: Внутри печки разжигали, с помощью дров, используя спички. Печка нагревалась, и в ней готовили еду в специальной посуде. Как она называлась?
Дети: Она называлась чугун.
Воспитатель: С помощью чего ставили чугуны в печь и доставали из нее, чтобы не обжечь руки?
Дети: С помощью ухвата. (Презентация. Слайд 6).
Воспитатель предлагает детям поставить чугунок с помощью ухвата в печь.
Воспитатель: Как вы считаете, удобная ли печь в использовании?
Дети: Не совсем, она занимает много места, нужны дрова, она может засориться.
Воспитатель: А как ухаживали за одеждой в те времена? Как стирали?
Одежду стирали в тазу, используя специальную доску с ребристой поверхностью. Грязные вещи тёрли о поверхность доски, они при этом пропускали через себя воду, а вместе с водой уходила грязь. После стирки их поласкали в водоеме и отжимали руками, с силой выкручивая, затем просушивали. Воспитатель предлагает детям постирать. (Презентация. Слайд 8).
Воспитатель: С помощью чего гладили бельё, пока не было утюгов?
Дети: Гладили с помощью палки.
Воспитатель: Верно, гладили с помощью валка (паки) и рубеля. Таким образом: клали одежду под что-нибудь тяжёлое на некоторое время или наматывали её на закруглённую гладкую палку, а затем разматывали. И так несколько раз пока одежда не разглаживалась. (Презентация. Слайд 9).
Воспитатель показывает.
Воспитатель: Удобно так гладить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы облегчить свой труд, люди придумали чугунный утюг. Он был очень тяжёлый. Его нагревали на огне либо клали угли внутрь утюга, а потом гладили. Как вы думаете, удобно пользоваться таким утюгом? (Презентация. Слайд 10).
Дети: Нет, он тяжёлый, опасный в использовании.
Воспитатель: Так жили наши предки в избах, вели своё хозяйство.
Где они готовили еду? Как ухаживали за одеждой?
Дети: отвечают
Экспозиция 3.
Воспитатель: Прошло немного времени, жизнь сильно изменилась. Люди научились строить многоэтажные дома, поселились в квартирах, продолжали вести хозяйство (готовить, стирать, гладить, убирать). Человек старался облегчить свой труд, придумал различные электрические приборы, которые заменяли приборы прошлого. Какие же это приборы? (Презентация. Слайд 11).
Воспитатель загадывает загадки, отгадки детей сопровождает показом иллюстраций.
Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли,
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны.
Дети: Газовая плита.
Воспитатель: А какой придумали электроприбор, более удобный для приготовления и разогревания пищи?
Дети: Микроволновая печь, мультиварка, гриль.
Воспитатель:
Что за машина – просто диво!
После неё всё чисто, красиво…
Пятна и грязь всю она отстирала
Сама всё отжала – прополоскала.
Дети: Стиральная машина.
Воспитатель: Чем удобна стиральная машина?
Дети: Сама стирает и отжимает.
Воспитатель: Верно. Сейчас появились стиральные машины с функцией разглаживания и сушки белья, что очень экономит время и сберегает силы человека.
Воспитатель:
Я, не хвастая скажу -
Всех друзей я моложу.
Идут ко мне унылые
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые, весёлые и гладкие.
Значит я надёжный друг-
Дети: Электрический утюг.
Воспитатель: Чем удобен такой утюг?
Дети: Он лёгкий, быстро нагревается.
Воспитатель: Мы узнали с вами, какие взрослые электроприборы заменили те, которыми пользовались люди издревле. Жизнь человека менялась с изобретением более совершенных и удобных приборов. Сейчас в нашем доме очень много «помощников по хозяйству». Появились даже роботы (робот-пылесос) и бытовой техникой можно управлять удаленно через мобильный телефон. (Презентация. Слайд 12).
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось в музее?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Что вы узнали нового и интересного?
Дети: Как и где жили люди, где готовили, как стирали, ухаживали за одеждой, какие правила необходимо соблюдать при использовании бытовой техники.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Как раньше люди добывали огонь, стирали на ребристой доске, готовили еду в чугуне, ставили его с помощью ухвата в печь и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Вы были сегодня очень внимательными.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю нарисовать предметы, которые вам понравились больше всего.
По окончании рисования воспитатель вместе с детьми рассматривают и обсуждают нарисованные предметы.