Получи документы

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в старину»

Якушева Оксана Михайловна
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в старину»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Путешествие в старину».

Воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида «Рябинка» Якушева Оксана Михайловна.

Цель образовательной деятельности:

-Познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

- закреплять знания детей о купании, укачивании, одевании ребенка в старину;

- закреплять знания старинных русских имен;

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Путешествие в старину“» размещена в разделах

- обогащать словарный запас существительными, такими как: лапти, чугунок, оберег, колыбелька; определениями: старинный, колыбельная;

- развивать связную речь, память, внимание, мышление;

- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору;

- упражнять в нетрадиционной технике рисования.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель : Здравствуйте. Ребята, вы, любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель : Тогда я вас сегодня приглашаю в путешествие. Пойдемте со мной. Посмотрите, что это?

Дети: Это камень.

Воспитатель : Правильно. Но камень этот не простой, на нем что – то написано. Хотите узнать, что?

Дети: Хотим.

Воспитатель : Я вам прочту, а вы внимательно слушайте:

«Налево пойдешь – много интересного найдешь»

«Прямо пойдешь - в чужую группу попадешь»

«Направо пойдешь – далеко не уйдешь»

Ребята, как, вы, думаете, куда нам надо идти?

Дети: Налево.

Воспитатель : Ну что же, тогда отправляемся в путь.

Дети проходят в зону «Изба».

Воспитатель : Вот мы и пришли. Дети, куда мы с вами попали? Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель : Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Почему, вы, решили, что это изба?

Дети: Потому что, что здесь стоят старинные предметы.

Воспитатель : Назовите мне, что вы здесь видите?

Дети: Самовар, русская печь, лапти, деревянная посуда, пряльца, чугунок.

Воспитатель : Ребята, кто знает, как использовали эти старинные вещи?

Дети отвечают.

Раздается плач ребенка.

Воспитатель : Дети, что это за звук? Кто это плачет?

Воспитатель достает из колыбельки куклу.

Воспитатель : Посмотрите, вот кто у нас плачет. Малыш. Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. (Ребенок, доставший куклу, качает его, плач стихает).

Воспитатель : С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.

Давайте, и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

Дети предлагают разные имена и выбирают имя Егор

Воспитатель : Дети, вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, все его будут называть ласково Егорушкой? А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Потому что мы растем, и вместе с нами растет наше имя. А вы знаете, как вас будут называть, когда вы вырастете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель : Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали свои имена.

Воспитатель : Ребята, кто-нибудь из вас знает, что обозначает имя Егор?

Ответы детей.

Воспитатель : Да, ребята, это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли сына этим именем, хотели, чтобы, когда он вырастет у него было бы много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие у вас интересные и разные имена. Назовите мне, какие вы знаете старинные имена?

Дети: Ольга, Игорь, Олег, Татьяна, Варвара, Светлана и другие.

Воспитатель : Но наши имена не принадлежат только нам, многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тезки.

Воспитатель : Правильно.

Воспитатель : Ребята, хотите продолжить наше путешествие в старину?

Дети: Да.

Воспитатель : Посмотрите, для Егорушки приготовлены какие - то вещи. Что это?

(Показывает поочередно уголек, зернышки и монетки).

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель : Скажите, зачем же эти вещи нашему малышу?

Дети: Их клали. Когда купали ребенка.

Воспитатель : Правильно. Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. Когда ребеночка купали в первый раз.

Давайте и мы с вами искупаем Егорушку и положим эти вещи в воду.

Воспитатель : (кладет уголек) А что говорили, когда клали уголек?

Дети: привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель : а что приговаривали, когда клали зернышки?

Дети: Будь всегда сыт.

Воспитатель : а когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает одному ребенку купать куклу - малыша.

Все остальные приговаривают:

«Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки полное ведерко.

Мыли, мыли, мыли, мыли

Бело - набело отмыли,

Лишь головка одна

Все черным - черна».

Дети: вытирают куклу и приговаривают:

«Полотенце вышито и бело

Вытирай – ка малыша умело,

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш».

Воспитатель : Вот мы и помыли и вытерли нашего ребеночка.

Ребята, во что одевали ребеночка после первого купания?

Дети: в отцову рубашку.

Воспитатель : Почему его так одевали?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель : Да. Родители хотели. Чтобы ребенок, когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель : Давайте, и мы оденем нашего Егорушку.

Дети одевают куклу и приговаривают:

«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся. Отдыхай, как они отдыхают».

Воспитатель : Одели мы малыша. А что же делали родители дальше?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель : Правильно. Я предлагаю вам тоже уложить его спать. Кто скажет, куда в старину укладывали ребенка спать?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель : Что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, в которой качали и спал малыш.

Воспитатель : Посмотрите, какая она?

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель : Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке? (показывает кусочек хлеба и соль).

Кто знает для чего это?

Дети: На Руси встречали хлебом – солью дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, долго мы тебя ждали».

Дети кладут ребеночка в колыбельку.

Воспитатель : Что делали в старину, чтобы малыш уснул?

Дети: Пили колыбельную.

Воспитатель : Что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель : Может и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?

(дети совместно с воспитателем поют колыбельную) :

Баю - баюшки- баю я тебе покой дарю,

Ветер в окна к нам свистит, снег по улице кружит.

В небе звездочка горит: Спи сыночек, говорит.

Баю-бай-баю-бай, спи. Егорка, засыпай.

Воспитатель : Вот и уснул наш Егорушка. Это был первый день рождения ребеночка, родившегося на Руси. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Ответы детей.

Воспитатель : Пока ребенок в свой первый день рождения спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Подарки были непростые, а настоящие обереги.

Кто знает, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает людей от бед.

Воспитатель : Правильно. Оберег от слова оберегает, защищает.

А вы, хотите сделать подарки для нашего Егорушки?

Дети? Да.

Воспитатель : Тогда проходите на рабочие места и садитесь за столы.

Посмотрите, что лежит перед вами?

Дети: Соленое тесто.

Воспитатель : Да, ребята, это соленое тесто и из него мы будем делать обереги, затем их будем расписывать. А раз мы находимся в русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. Кто мне ответит, какими способами расписывали в старину?

Дети: Угольками, гусиными перьями.

Воспитатель : Какой узор рисовали на Руси?

Дети: Точки, волнистые линии, листочки и т. д.

Воспитатель : Ребята, можете приступать к изготовлению оберегов

(дети расписывают обереги гусиным пером).

Воспитатель : А теперь давайте подарим нашему Егорушке подарки. Когда дарили подарки, то произносили пожелания. Что желали ребенку в старину?

Дети: - Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет - поживает, да добра наживает.

Публикации по теме:

«Люблю Россию». Конспект игры-викторины по патриотическому воспитанию в старшей группе Игра-викторина по патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет на тему: «Люблю Россию"Цель игры-викторины: Развитие у детей чувства патриотизма.

«Мой город Самара». Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе Программное содержание: - Формировать представления.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» в старшей группе Харитонова Наталья Юрьевна Интегрированное занятие в старшей группе. Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина — село Дивеево» Задачи: -знакомить с понятием «малая родина»; -расширять знания детей о родном селе; -вызывать интерес к настоящему, прошлому и будущему.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Дагестан - мой край родной». Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое России»Конспект НОД в старшей группе по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое России» Цель: Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны. Задачи: -способствовать формированию у детей нравственно-патриотических.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Путешествие по России» Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Путешествие по России» Программное содержание: 1. Уточнить.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» «МКДОУ детский сад №1 г. Карабаша» Воспитатель:.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

«Путешествие по России». Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в старину»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 09:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД