Любовь Медведева
Конспект НОД «Секреты весны» по окружающему миру в средней группе
Цель: формирование представления у детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать представления детей о характерных признаках ранней весны, перелетных птицах, первоцветах (подснежники, пролески, мать-и-мачеха, одуванчик);
- совершенствовать умение строить из геометрических фигур скворечник;
- закреплять форму, цвет, счет предметов;
- упражнять в умении рисовать первоцветы мятой бумагой.
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- развивать внимание, мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.
Материал. Разрезные на 6 частей картинки, записка, камера, мяч, колечко. Ноутбук, запись: «Журчание ручья». Запись: «Пение птиц»; презентация, слайд 1 - перелетные птицы; слайд 2 - первоцветы. Металлофон пеналы с геометрическими фигурами. Коробка с гуашью и нитками на палочках. Ватман, гуашь, бумага для рисования. Музыкальное сопровождение. Шоколадные конфеты в виде листиков.
Ход НОД. Воспитатель загадывает загадку.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей-
Пчела – первый мед принесла.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда, это бывает? (Весной)
- Правильно!
Воспитатель обращает внимание детей на разбросанные на ковре картинки.
- Посмотрите, что это, не могу понять, какие то картинки!
Дети предлагают, собрать из маленьких разрезных картинок, целую картинку и посмотреть, что получиться. Это весна.
- Как вы узнали? (Тает снег, прилетели грачи, появились подснежники и т. д.)
- Какая это весна? (Ранняя весна.)
- В какие краски одевает природу ранняя весна? (Голубую, синюю, зеленую, желтую.)
Молодцы!
Дети замечают на картинке записку и предлагают прочитать.
Воспитатель читает: «Дети младшей группы очень хотят узнать секреты весны, просим вас помочь нам. Спасибо!».
- Что мы можем для них сделать? (Ответы детей. Рассказать о весне, о перелетных птицах, о первоцветах, нарисовать.)
- Как это сделать? Детей с нами нет.
Дети предлагают снять для них видео и отнести в группу.
Совместное составление плана работы:
- рассказать о приметах весны;
- показать и рассказать о перелетных птицах;
- нарисовать первоцветы (подснежники, пролески, мать-и-мачеху).
Воспитатель приглашает детей на весеннюю полянку, дети присаживаются на ковер.
Игра «Я начну, а ты продолжи».
- Кому прокачу мяч, тот отвечает.
Осенью птицы улетают, а весной (прилетают).
Осенью насекомые прячутся, а весной (выползают).
Осенью листья опадают, а весной (распускаются).
Осенью трава желтеет, а весной (зеленеет).
Осенью цветы засыхают, а весной (расцветают).
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой небо серое, а весной (голубое).
Зимой идет снег, а весной (дождь).
Зимой медведь спит, а весной (просыпается).
- Как вы думаете, что мы сейчас вспомнили? (Приметы весны)
- Дети, у меня есть волшебное колечко, оно поможет нам открыть секреты весны. Надо только сказать:
Ты катись, катись колечко,
На весеннее крылечко.
И с весеннего крылечка
Открой нам свой первый секрет.
Звучит «Шум воды»
- Что мы слышим? (Шум воды, течет вода)
- Это первый секрет весны – песенка воды. Я сразу вспомнила пословицу: «Вода с гор потекла, весну принесла».
- Какие пословицы мы еще можем вспомнить?
Весной солнце как мать, и светит и греет.
Март зиму кончает, весну начинает.
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Хороводная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу, взявшись за руки)
Прилетело сто грачей. («Летят» по кругу).
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки вырастают. (Взявшись за руки – вверх, подняться на носочки).
- Чтобы узнать второй секрет, надо снова покатить колечко на весеннее крылечко.
Дети присаживаются на ковер и катят колечко со словами:
Ты катись, катись колечко,
На весеннее крылечко.
И с весеннего крылечка
Открой нам свой второй секрет.
Звучат «Голоса птиц»
- Что мы слышим? (Голоса птиц)
- Это второй секрет весны – песенка птиц. О чем поют и чему радуются птицы? (Пришла весна, птицы возвращаются в родные края и др.)
Обратить внимание детей на слайд с птицами.
- Какие птицы возвращаются? (Грачи, скворцы, жаворонки и др.)
- Как они называются? (Перелетные птицы)
- Какие птицы сами не строят гнезда? (Скворцы)
- Что мы для них можем построить? (Скворечники)
Физминутка.
Птички спрятались в гнездо (Присели на корточки, закрыли голову руками)
Там уютно и тепло.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети присаживаются за столы и строят скворечники из геометрических фигур.
- Из каких геометрических фигур построили скворечник? (Ответы детей)
- Посчитайте, сколько фигур взяли для строительства скворечника? (Ответы детей)
- Молодцы!
Воспитатель снова приглашает детей на ковер и предлагает детям покатить колечко, чтобы узнать третий секрет весны.
Ты катись, катись колечко,
На весеннее крылечко.
И с весеннего крылечка
Открой нам свой третий секрет.
Слышится звон металлофона.
- А сейчас, что мы слышим? (Ответы детей)
- Мы слышим песенку цветов. Скоро все полянки будут усыпаны первоцветами.
Воспитатель обращает внимание детей на слайд с первоцветами.
- Какие первоцветы вы знаете? (Подснежники, пролески, одуванчики, мать-и-мачеха)
Игра с «волшебными палочками».
Воспитатель предлагает подойти к коробочке, взять по палочке и наматывать нитку до тех пор, пока она закончиться. Крышка открывается, и дети видят краски.
- Что мы будем делать? (Рисовать весенние цветы)
- Какими красками? (Желтой, синей, зеленой)
- Предлагаю рисовать не обычным способом, а мятой бумагой.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети подходят к столам, мнут бумагу, одну для рисования стебля и листьев, а другую для рисования цветка и рисуют цветы на полянке.
- Молодцы, какие красивые полянки с первоцветами получились!
Обсуждение результатов работы.
- Дети, нам удалось сделать то, что задумали? (Да)
- Что мы сделали? Для кого раскрыли секреты весны? (Для детей младшей группы)
- Какие же секреты у весны, кто помнит? (Песенки: воды, птиц, цветов)
- Секретов у весны много и мы будем узнавать о них дальше. Вы сегодня молодцы, за это весна дарит вам первые ордена – свои листочки, они не простые, а шоколадные.