Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «Аптека без таблеток» в подготовительной группе

Марина Митюшина
Конспект НОД по познавательному развитию «Аптека без таблеток» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Расширять знания детей о целебных свойствах наиболее известных растений, познакомить с новым лекарственным растением – травой спорыш.

Формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас.

Способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками.

Закрепить правила сбора, хранения лекарственных растений.

Развивать в играх память, внимание, сообразительность.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Аптека без таблеток“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Материал:

Слайды лекарственных трав, магнитофон с записями легкой музыки, мяч, гербарии лекарственных растений; чай со вкусом малины, калины, чабреца, мяты. Памятки о правилах сбора лекарственных растений.

Ход:

Воспитатель:

Ребята, вы не раз были в лесу, в поле, на лугу. А кто может ответить: для чего мы туда идем? Что дает нам природа? (В лес идем собирать грибы, ягоды. Любоваться природой, отдыхать, дышать чистым воздухом)

Да, в лес мы идём не только, что-то взять и унести с собой. Мы любуемся тонкими берёзками, крепкими дубами, тёмными ёлочками с острыми верхушками, вдыхаем чудный аромат фиалок, ландышей. И не все из нас знают, что многие из растений обладают целебными свойствами и растут эти лекарства в большом количестве в лесу и в поле, и в огороде, и даже на обочине дорог. Только надо знать их и уметь ими пользоваться.

Природа – это прекрасная книга и она доставляет удовольствие тому, кто сумеет ее прочитать. Сегодня мы раскроем книгу природы и попробуем прочитать одну из её зелёных страниц. А страничка эта будет называться «Лекарственные растения». Давайте представим себе, что мы вышли на прогулку и прошли через поле, через лес, через луг. Закроем глаза, покружимся. Вот кто-то летит листочком, кто-то пушинкой от одуванчика. (Звучит легкая музыка. Показ слайдов с изображением природы)

Вот покружил нас ветерок и опустил на землю. Посмотрите, мне кажется, что мы очутились на опушке леса. А в нем на чудесной лужайке мы с вами немного отдохнем и поговорим о лекарственных растениях. Рассаживайтесь поудобнее.

(Дети читают стихотворение)

Ребенок:

Когда ты входишь лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыхание влажных трав и аромат сосны.

Здесь в зарослях лесных, где нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах живительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать. (В. Рождественский)

Воспитатель:

Поговорим о целебных свойствах деревьев.

Ребенок:

В зелёной поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате

Наклонится берёзка надо мной.

Я буду пить дыханье майских ёлок,

Весенний лес всем сердцем обниму,

И старый дуб, как старый кардиолог

Продлит мне жизнь.

Воспитатель:

Кто знает, кто такой кардиолог? (сердечный доктор. Он изучает строение сердца и его болезни, как болезни лечить). Как названа берёзка в стихотворении? Почему поэт назвал её «сестрою милосердия»? (показ слайдов березы, гербария)

Что вы знаете о берёзе? (Единственное в мире дерево с белой корой, в первые 2-3 года жизни ствол темный. Берёза символ нашей Родины. Березовый сок пьют дети). Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, защищают от зла. Березовыми вениками парятся в бани. Эта процедура лечит всяческие болезни тела.

Любят в России березку. Раньше устраивали праздники в начале лета. Девушки пели песни, водили хороводы, украшали березы разноцветными ленточками.

Чем нас лечит берёзка? (Почки, гриб чага от опухолей, кора)

Какие еще деревья нас лечат и от чего? (дуб – кора – полощут рот, укрепляет десна; липа – цветы лечит кашель; каштан – плоды - от зубной боли; акация – стручки - от боли в желудке; ель – хвоя – от цинги; тополь – отвар из почек – возмещает недостаток йода в организме. Берёза, дуб, тополь, липа, акация, каштан – это не только лекарственные деревья, но и красивые декоративные деревья. Они очищают воздух, выделяют кислород)

Как вы думаете, могут ли нас лечить фруктовые деревья? (Да. Облепиховым маслом смазывают нос при насморке, чай с облепихой полезен при отравлении и малокровии, избавляет от бессоницы. Кизил содержит в 2 раза больше витамина С, чем в лимоне, применяют при простудах, так как является мощным бактерицидным действием, нормализует давление. Калина – кора, листья, корни, цветы, ягоды, используют в лекарственных целях. Собирают в период сокодвижения, ягоды после первых морозов. калину используют при гипертонической болезни, нормализует пищеварение, заболеваний сердца. Айва богата содержанием фосфора (необходим для деятельности головного мозга и мышц, кальция (важен для функционирования нервной системы, кожи, медь (необходима для клеточного дыхания, функции кроветворения). Абрикос – содержит много йода, железа. Повышает уровень гемоглобина в крови, полезен людям с заболеванием сердца.)

Воспитатель: отгадайте загадку:

Ребенок:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Воспитатель:

Эти простые цветы всем знакомы. Вы знаете, чем знаменит одуванчик? (ответы детей, показ слайдов, гербария)

В старину одуванчик очень ценили, называли эликсиром жизни. В его листьях много витаминов А и С. Масляниста настойка его корней – прекрасное средство от ожогов. Из высушенных корней можно приготовить вкусный кофе. Если свежие листья одуванчика 20-30 минут выдержать в подсоленной воде, чтобы сошла горечь, то можно приготовить вкусный салат. Одуванчик считают во многих странах одним из лучших салатов и даже вывели новые сорта, с более нежными листьями. Варят из цветков одуванчика и мёд. Настой из корней одуванчика улучшает аппетит.

Новое лекарственное растение.

Ребенок:

Нарядное платьице, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одёжке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар

Подвинь себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар. (ромашка)

Воспитатель:

Что это за душистый цветок? (ромашка)

Что вы знаете о ромашке? (ответы детей) (Показ слайдов, гербария)

Ромашка очень распространена по всей планете. Ромашка – маленький беленький цветочек на тоненьком стебельке, с желтой серединкой. На стебельке много маленьких ромашек. Растет цветок в поле, саду. Этот цветок похож на маленькие солнышки, такие же яркие, теплые. Цветет с мая по июль. А вот интересный факт о ромашковом поле. Если в ветреную погоду выйти на ромашковый луг, то можно услышать легкий шелест. Это шелест лепестков. Ромашку иногда называют «удивленный глаз», то есть округленный от удивления глаз, покрытый множеством нежных ресничек. Именно реснички-лепестки и шуршат на ветру. Целебные свойства ромашки известны издревле. Лекарственные виды ромашки выращивают на специальных плантациях. Отвары и настои ромашки помогают от многих болезней.

Отчего она помогает? (от простуды, воспаления, как успокоительное средство, чтобы крепко спать, заваривают чай, косметологии, снимает боль, болезни полости рта, кожных заболеваниях)

Ребенок:

Золотой цветочек,

Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые.

Что это за растение?

Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)

Воспитатель:

(Показ слайдов, гербария). А еще я хочу уточнить внешний вид этого растения: появляется он ранней весной около дороги по берегам рек, на обрывах и лугах, часто еще во время морозов на проталинах, золотистые веточки его покрыты теплыми волосками, когда пригреет солнышко распускаются цветы, а листья начинают расти когда отцветают цветы, похож на одуванчик? (мать – и - мачеха)

Что вы знаете о мать-и-мачехе? (ответы детей). Почему это растение так назвали? ( Русское название мать-и-мачеха получила из-за особенности строения листьев: нижняя сторона листа пушистая и мягкая, она испаряет воду слабее лицевой стороны, которая гладкая. Поэтому нижняя сторона теплее, как «мать», а верхняя гладкая и холодная – «мачеха»)

Как оно помогает людям? (при простуде, ожогах, кашле, избавляет от перхоти, кожных болезней)

По мать-и-мачехе люди предсказывают погоду, потому что этот цветок начинает цвести ранней весной и если ожидаются морозы и холода, цветки немедленно прячутся внутрь пушистого воротничка, который может сохранять нежнейшие лепестки от стужи. Еще в Древней Греции и Древнем Риме мать–и–мачеху называли «кашлегон». Отвар из этого растения использовали в качестве средства от кашля. Мать-и-мачеху еще называют: подбел, водяной лопух, белопух, околоречная трава, ранник.

Ребенок:

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной,

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной… (ландыш)

Игра «Что лишнее». (Назвать то, что не является лекарственным растением)

Воспитатель:

(Показ слайдов, гербария). Кому не известны самые ароматные белые весенние цветы ландыша? Он не только красив, но и может лечить.

Что вы знаете о ландыше? (ответы детей)

Нежный, душистый, весенний цветок, растущий по оврагам и в лесу, занесен в Красную книгу. По легенде его называют «ожерелье Белоснежки». Она спасалась от злой мачехи, уронила и рассыпала ожерелье, превратившееся в душистые прекрасные белые колокольчики. Ландыш растет по всей стране. Ягоды красивые красные, алые, но их нельзя пробовать они очень ядовитые. Ландыш может и вылечить и погубить. Ландыш может вылечить бессонницу, головные боли, сердечные и глазные болезни, заболевания горла, укрепляет иммунитет.

Ребенок:

Он растет, где есть дорожка,

Снизу листья, сверху ножка,

Есть на ножке колосок,

Но ростом не высок.

Отгадайте, детвора,

Что же это за трава? (подорожник)

Ребенок:

Ты найдёшь его всегда,

Вдоль дорожки без труда.

Листья крупные растут,

Подорожником зовут.

Он невзрачный и простой,

Но всегда помощник твой.

К ранке листик приложи

Да покрепче привяжи.

Ранка быстро заживёт,

Боль, обида пропадёт! (Кулагина-Фурсина Анна)

Воспитатель:

(Показ слайдов, гербария). Как помогает подорожник? (ответы детей). Врачи в Древнем Риме, Египте ценили его за высокое свойство заживлять раны, останавливать кровь. Прошло много лет, но и сейчас в аптеках можно купить сушеные листья, сок подорожника, препараты, которые помогают при заболеваниях желудка – плантаглюцид. «Рlanta» - это стопа. Это еще раз напоминает, что мы топчем ногами чудесное лекарство.

Ребенок:

Что растёт за косогором,

Вдоль канавки под забором

И прохода не даёт,

Как огонь ужасно жжёт?

Правда, многие не знают,

А верней не понимают,

Что растенье не сорняк,

А лечебный зеленчак.

Раньше делали канаты,

А теперь кладут в салаты.

Что растёт неприхотливо,

Подскажите мне?. (крапива)

Воспитатель:

(Показ слайдов, гербария). Вы знакомы с крапивой? Думаете, что она только жечься умеет? Что умеет крапива? (останавливать кровь, убивать микробы, повышает иммунитет, очищает кровь, укрепляет волосы, из крапивы варят суп и делают пюре с яйцом, делают бумагу, мешковину и веревки)

Крапива кладезь витаминов. Она позволяет восстановить функции жизненно важных органов и нормализовать работу всего организма. Это неприхотливое растение. В высоту она может достигать полутора метров, расти целыми кустами. Цветет с мая по июль. Лучше всего заготавливать и употреблять в пищу весеннюю крапиву. Собирать ее нужно в перчатках. Почему? Это обусловлено тем, что на ее листьях и стебле есть мельчайшие волоски с муравьиной кислотой, обжигающие кожу.

Народ пословицы о крапиве сложили:

• Жгуча крапива родится, да во щах уварится.

• Хоть крапива и молода, а уже кусается.

• Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

• С иным водиться - что в крапиву садиться.

• Старая крапива сильнее жжёт.

• Жжется, как крапива, да колется, как еж.

• Чужими руками много легче крапиву рвать.

Игра «Знахарь» (с мячом). (В конце игры определяется лучший лекарь, знахарь, то есть тот, кто больше знает лекарственных растений).

Воспитатель:

А эту травку не назвали ни разу, хотя и растет она на виду у всех. (Показ слайдов, гербария). Это спорыш. Эта травка помогает при болезнях желудка, кишечника. Витаминов в ней больше, чем в лимоне. А названий у неё много, например: в народе её называют травой-муравой; санитаркой – тучи пыли, поднятые на дороге ветром, как только достигнет зелёного ковра спорыша, так и останавливаются; называют спорыш – птичьей гречихой, так как она родственница той гречихи, что мы с вами едим. Мы любим гречиху и птицы тоже любят, и ценят ее – птичью гречневую кашу. Называют спорыш гусятником – очень любят его гуси и щиплют, а через день смотришь, новые побеги пускает спорыш, новый зеленый стол птицам накрыт. Может за это и получила своё название – спорыш, то есть быстрая, спорная.

Вы знаете растения, у которых двойное название? Одно научное, другое – народное. (календула – ноготки, валериана – кошачий корень, вьюнок полевой – ползунок, клевер белый – кашка, кувшинка – белая лилия, бородавочник – чистотел, чабрец – богородичная травка, чага березовая – березовый гриб, свекла – бурак)

Воспитатель:

(Показ слайдов с условными обозначениями по правилами сбора лекарственных растений. Раздача детям памяток).

А сейчас вспомним о правилах сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, они должны размножаться;

2. В какое время года и дня надо собирать растения;

3. Как сушить, чтобы сохранить целебные свойства; (в тени)

4. Как хранить; (в прохладном месте, в коробках, пакетах, подписывать)

5. Нельзя пробовать плоды и корни;

6. После сбора обязательно мыть руки;

7. Надо знать, что лечит, какая часть растения;

8. Надо знать отвар или настойку готовят из растения;

Игра «Знай-ка». (Прочитать название лекарственного растения и найти гербарий растения).

Игра «Узнай по вкусу». (Узнать по вкусу, какой чай? (малиновый, с калиной, с чабрецом, с мятой)

Воспитатель:

В гости всех мы вас зовем,

И чайку мы вам нальем,

Сверху — пар, снизу - пар,

Вот он русский самовар.

Милости просим на чашку чая.

Ребенок:

Вот так мы живем

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Сладкие опыты» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты" Цель: Способствовать развитию у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дикие животные» Цель: Закреплять умения детей составлять загадки Задачи: 1. Уточнять и расширять знания детей о диких животных и их детёнышах; 2. Упражнять.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Люби и знай свой край Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Образовательная область: «Познавательная».

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Многоугольник» Программные задачи: Знакомство с понятием «пятиугольник», «многоугольник». Развитие внимания, умений выделять свойство предметов, абстрагировать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Космос» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в подготовительной группе по теме: «Космос» Фурса Юлия.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Программное содержание: - Расширять и конкретизировать.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Юные следопыты» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию. Киунова Алла Геннадьевна Тема: «Юные следопыты». Интеграция образовательных.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дети и родители» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое». Программное.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Транспорт» Программное содержание: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); профессиях людей, которые.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесная аптека. Лекарственные растения» Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям. 2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Аптека без таблеток» в подготовительной группе
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 12:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Аптека без таблеток» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Митюшина (УИ 1043367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД