Светлана Василевская
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
- образовательные: закреплять и систематизировать знания детей о подготовке к зиме диких животных наших лесов; закреплять знание времени года и его признаков; закреплять понятие «узкий – широкий», умение ориентироваться в пространстве относительно себя, навыки счета, умение располагать предметы в порядке убывания их величины, умение располагать предметы с заданным чередованием цвета; учить детей отвечать на вопросы «Чей?», «Чье?», «Чьи?», работать с опорными схемами;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе детского сада „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- развивающие: развивать стремление познавать мир; развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление, память, речь, воображение, физические качества;
- воспитательные: воспитывать вежливость, желание прийти на помощь; воспитывать желание внимательно слушать рассказ воспитателя и ответы детей, не перебивая их; воспитывать любовь к природе.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Оборудование: интерактивная доска, мяч, ребристая доска, картонные грибы разных размеров, 2 веточки дерева с прикрепленными на них картонными грибами, карточки с нарисованным контуром листика и цифрой, картонные дубовые, березовые и кленовые листочки, картонные круги красного, желтого и зеленого цветов (по 3 штуки каждого цвета, корзинка с лесными орехами.
Ход НОД.
1. Оргмомент.
Вход дошкольников в зал. Дети встают полукругом около воспитателя. Беседа по вопросам (с мячом): «Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? А какая сейчас осень: ранняя или поздняя? Какая погода чаще всего бывает поздней осенью?» (подбор прилагательных)
- Молодцы! Ребята, я хочу вам кое-что рассказать. Интересно? Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте.
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня в почтовом ящике я обнаружила письмо (Слайд 2). Хотите, чтобы я его вам прочитала? (Слайд3)
Воспитатель читает письмо.
- Как называются животные, которые живут в лесу? Каких диких животных наших лесов вы можете мне назвать? Чем заняты осенью дикие животные? Вы хотите помочь им? Я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес, но сначала мы немножко поиграем.
Дидактическая игра «Отгадай животное».
Воспитатель загадывает загадки, дошкольники отгадывают животное и сообщают, как готовится к зиме данное животное, делает ли оно запасы.
** Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь) (Слайд 4)
** Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса) (Слайд 5)
** Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
(Волк) (Слайд 6)
- Теперь мы готовы отправиться на помощь лесным жителям. Но прежде нам нужно потеплее одеться. А чтобы вы не забыли надеть нужные вещи, я приготовила для вас картинки-подсказки (последовательность одевания – Слайд 7). Одевайтесь!
Дети под музыку имитируют процесс одевания.
- Все надели? Ничего не забыли? Что вы надевали первым? третьим? последним? На правую ножку надели сапожок? Покажите. А на левую ножку надели сапожок? Покажите. Молодцы!
В лес осенний на прогулку
С вами мы сейчас пойдем.
И, наверно, очень много
Интересного найдем.
Друг за дружкой становитесь
И за плечики держитесь.
- У нас получился поезд. На нем мы и поедем в лес. Поезд будет двигаться то быстрее, то медленнее, вагоны не должны отцепляться.
Дети идут змейкой под музыку, то ускоряя, то замедляя ход.
- Вот мы и подъехали к лесу (Слайд 8). Давайте с ним поздороваемся. Для этого надо всем вместе сказать такие слова:
Здравствуй лес, осенний лес,
Полный сказок и чудес!
Дети здороваются с лесом.
По тропинкам и дорожкам
Мы в лесу гулять пойдем.
Может быть, лесных зверушек
Где-то с вами мы найдем!
- А кто знает, чем дорожка отличается от тропинки? Сейчас мы пойдем по тропинке (Слайд 9). Тропинка узкая, поэтому идти нужно, приставляя ножку к ножке.
Дети идут по ребристой доске, приставляя пятку к носку. При этом они произносят слова:
По тропинке мы шагаем,
Раз, два, три, четыре, пять.
Ножку к ножке приставляем,
Раз, два, три, четыре, пять.
- Ой, ребята, посмотрите:
По тропинке мы прошли,
Домик белочки нашли. (Слайд 10)
- Где живет белочка? А вот и она сама. Давайте поздороваемся с белочкой.
Дети здороваются с белкой.
- Ребята, много белочка трудилась, собирала грибы. Она развесила их на ветки, а те, которые у нее остались, хочет сложить в кладовку. Но их надо разложить по порядку: от самого большого до самого маленького. Давайте поможем белочке это сделать.
Дети раскладывают на полу картонные грибы в порядке уменьшения их размера, объясняют, как они это делали.
- Белка благодарит вас за помощь. А теперь она хочет посмотреть, как вы умеете считать.
Справа и слева от интерактивной доски располагаются веточки дерева с прикрепленными к ним картонными грибами.
- Посмотрите внимательно на ветки дерева. Сосчитайте глазками, сколько грибов висит на правой ветке. А теперь хлопните столько же раз в ладоши. Сколько раз вы хлопнули в ладоши? Почему? Сколько грибов висит на левой ветке? Подпрыгните столько же раз. Сколько раз вы подпрыгнули? Почему? Где грибов больше? Где меньше?
- Белка хвалит вас. А теперь она торопится продолжить подготовку к зиме и прощается с вами.
Дети говорят белке: «До свидания!»
- Убежала белочка по своим делам, а мы с вами пойдем дальше.
Раз, два, три, раз, два, три,
По дорожке мы пошли. (Слайд 11)
Дети парами идут по залу (под музыку).
- Ой, ребята, а кто это там шуршит? Давайте посмотрим (Слайд 12). Это же ежик!
Дети и воспитатель здороваются с ежиком и говорят такие слова:
Очень, еж, ты хорош,
Только в руки не возьмешь!
- Ежик просит вас помочь ему утеплить норку. Он носил в нее листочки и очень устал, а листочков надо много. Ребята, поможем ежику собрать листья? Давайте с помощью наших пальчиков покажем, как мы умеем это делать.
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял».
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики срывал:
Лист с березы, лист с рябины,
Листик с клена, лист с осины.
Листики с дуба мы соберем,
Ежику этот букет принесем.
Воспитатель раздает детям карточки, на которых нарисован контур кленового, березового или дубового листа, а рядом написана цифра. Дошкольники поднимают с пола нужное количество картонных листьев определенного вида и приносят их ежику.
- Ежик благодарит вас за помощь, теперь он проведет зиму в тепле.
Дети прощаются с ежом.
- Ой, ребята, посмотрите!
Чье-то ушко, чей-то хвостик,
Чьи-то лапки там торчат.
Кто-то смотрит из-за елки
На меня и на ребят!
- Кто это? (Заяц) (Слайд 13)
Дидактическая игра «Скажи правильно».
- Чье ушко выглядывало из-за елки? Чей хвостик? Чьи лапки? (подбор притяжательных прилагательных: заячье, заячий, заячьи).
- Мы с вами видели, как готовятся к зиме белка и еж. Скажите, как готовятся к зиме зайцы? Зачем они меняют шубки? Конечно, в белой шубке зайца на снегу не так заметно, но у лисы очень хороший нюх. Выйдет лисичка на охоту, понюхает своим носом воздух и учует, где притаился зайчик. Давайте покажем, как лиса нюхает воздух.
Дыхательное упражнение «Лисица на охоте».
Дети делают глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (3-4 раза).
- Побежит лиса по запаху, и что же делать тогда бедному зайчику? Бегает заяц очень быстро, а чтобы перехитрить лису, он запутывает следы. Послушайте, пожалуйста, как об этом говорит поэт В. Берестов в своем стихотворении «Заячий след»:
В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак!
Умей запутывать следы –
Вот так! Вот так! Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!
- Я предлагаю вам превратиться в зайчат и запутать свои следы.
Физкультминутка «Перехитри лису».
Дети то прыгают на двух ногах с продвижением (в разных направлениях, то приседают и затаиваются.
- Теперь вы снова мальчики и девочки. А я попробую сейчас повторить стихотворение В. Берестова, используя опорную схему (Слайд 14).
То же самое пробуют сделать дети.
(Слайд 13) - Зайке очень понравилось стихотворение, но ему пора убегать, он прощается с нами.
Дети говорят зайцу: «До свидания!»
- Ребята, мне кажется, что из-за дерева на нас кто-то смотрит (Слайд 15). Так это же медведь! Он видел, как вы помогали зверушкам и решил, что вы и ему сможете помочь. Мишка тоже готовится к зиме. Кто знает, как называется медвежий «дом»? Что будет делать медведь зимой? Мишка нашел подходящее место для своей берлоги и проложил к нему тропинку из разноцветных камней, но кто-то разбросал эти камни, осталось всего несколько штук. Медведь просит вас помочь восстановить тропинку к его берлоге.
Дидактическая игра «Восстанови тропинку».
На полу в одну линию лежат несколько цветных картонных кругов в следующем порядке: красный, желтый, зеленый, красный. В стороне разбросаны 1красный, 2 желтых и 2 зеленых круга. Нужно расположить их в определенном порядке (восстановить ритм).
Дети выкладывают тропинку из кругов.
- А вот и берлога! (Слайд 16). Медведь благодарит вас за помощь и говорит, что звери приготовили для вас угощение – лесные орешки (Слайд 17).
Дошкольники получают настоящие лесные орехи в корзинке. Дети говорят зверям: «Спасибо».
3. Заключительная часть.
- Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора прощаться с лесными жителями и возвращаться в детский сад. Для чего мы с вами приезжали в лес? Чем мы помогли белке, ежу, зайцу, медведю? Становитесь друг за другом, поезд наш готов к отправлению.
Дети под музыку выходят из зала.