МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с русским народным сарафаном» в средней группе

Ольга Тюменцева
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с русским народным сарафаном» в средней группе

Образовательные области:

- познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

- речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Вид занятия: интегрированное.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство с русским народным сарафаном“ в средней группе» размещена в разделах

Формы образовательной деятельности: беседа; рассматривание; просмотр презентации; слушание; изготовление продуктов детского творчества; русские народные игры.

Цель: познакомить детей с русским народным сарафаном.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного сарафана;

-продолжать знакомить с орнаментами в русском народном сарафане, формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента;

-помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном сарафане;

- упражнять в технике работы с кистью кончиком ворса;

-продолжать знакомить детей с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; предметами народного быта и их назначением;

-продолжать знакомить с русскими народными играми, пословицами, поговорками, потешками;

Развивающие :

- развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;

-активизировать словарь детей: изба, горница, печка, самовар, ложка, сундук, орнамент; обогатить словарь детей новыми словами: сарафан, сорочка, кокошник, лапти;

-активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками; развивать интерес к русскому фольклору;

- развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор;

- развивать художественно-творческие способности детей, эстетический вкус.

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям;

Планируемый результат: знакомство с русским народным сарафаном; закрепление знаний детей о жизни русского народа, предметах домашнего обихода; активизация и обогащение словаря детей; развитие музыкального слуха и художественно-творческих способностей детей.

Подготовительная работа: знакомство с предметами русского быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили на Руси».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран,презентация «Русский народный сарафан», письмо, сундук, имитация русской избы : макет русской печки, самовар, стол, деревянные ложки, русский сарафан, кокошник, рубаха, лапти, картинки с изображением русской печки, самовара, ложек,сундука, русского сарафана, шаблоны изображения сарафана, кисти, гуашь, салфетки, образцы узоров вышивки сарафанов, непроливайки, аудиозаписи с русскими народными мелодиями, обруч с цветными лентами.

Ход занятия

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями.)

2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята! К нам в детский сад пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу попросить у вас помощи.

У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать как они называются и каково их назначение?

Ну что, ребята, поможем Маше разузнать что это за вещи? Для этого я вам предлагаю отправиться в гости в русскую избу. Но чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза, покружиться вокруг себя и произнести волшебные слова.

1,2,3 покружись и в русской избе окажись. Готовы? Отправляемся!

(Дети кружатся вокруг себя и произносят

«волшебные слова»)

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

И я вас приглашаю в русскую народную избу.

–Ребята, а что такое изба (дом)

-Из чего она была построена (из бревен)

Правильно, дома были построены из бревен. В избе была одна комната.

-Как она называлась (горница)

-Ребята, а что было самым главным русской избе (Печь)

-Почему (Она обогревала избу, на ней спали, готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы,ягоды, сушили одежду.)

-Ребята, а я знаю пословицу о печке.

Печь натопи и спокойно спи.

-Ребята, я хочу загадать вам загадку.

Слушайте внимательно.

Всех гостей мы позовем,

Всех мы чаем напоим.

Сверху дым и снизу пар,

Вот он русский (самовар.)

-Ребята, а из чего в старину делали самовар (из железа,серебра)

-Чем согревали самовар (шишками,щепками)

-Ребята, а я знаю потешку о самоваре?

-Хлебом, солью всех встречаем,

Самовар на тол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сем.

-Молодцы ребята, а теперь послушайте еще одну загадку.

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких ….(ложках.)

-Какие были ложки (большие и маленькие)

-Из чего их делали (из дерева осины и березы)

-А ложками можно было только есть (играть)

4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий

-Ребята, а я для вас приготовила еще одну загадку.

В комнате у бабушки

Словно барин он стоит,

И под крышкой тяжеленой

Много нужного хранит.

Там одежда, сладости

Куча ценного добра

Для ребячей радости

Достают из (сундука)

-Ребята, а вам интересно узнать, что в сундуке? (воспитатель открывает сундук,достает и одевает сарафан)

-Ребята это сарафан-длинная одежда без рукавов. Его одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка. Давайте повторим-сорочка. На голову русские красавицы одевали кокошники они были разной формы, украшали их разными узорами.

На ноги одевали лапти, их плели из соломы, коры деревьев липы и березы

Сарафаны носили как каждый день, так и в праздники. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, цветными полосками.

(Просмотр презентации)

2 СЛАЙД

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что то означал:

3 СЛАЙД

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

4 СЛАЙД

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

5 СЛАЙД

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов.

6 СЛАЙД

Синий– цвет неба и воды.

7 СЛАЙД

Белый –честность, преданность.

- В старину наши люди украшали сарафаны разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент. На сарафане орнамент располагался на подоле и в центре.

Каждый элемент узора тоже несет свое значение:

8 СЛАЙД

Крестик – огонь

9 СЛАЙД

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

10 СЛАЙД

Волнистая линия - вода

11 СЛАЙД

Цветок - радость

12 СЛАЙД

Круг – солнце.

(Просмотр презентации.)

5. Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, давайте сейчас и мы станем русскими мастерами и украсим сарафаны красивым орнаментом.

Но прежде, чем начать, я предлагаю вам подготовить наши руки к работе.

Вышивает, шьет иголка,

(Левая ладошка раскрыта, в правой руке

воображаемая иголка.)

Пальцу больно, пальцу колко,

(Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток в тот же миг

(Дети делают правой рукой движение как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей!

Возьмите себе по сарафану и присаживайтесь на свои места.

Ребята мы сегодня с вами будем вышивать узор на сарафане но не иголкой, а кисточкой. А как это сделать, я вас сейчас научу.

Воспитатель: Напоминание с чего начинаем работу.

(держим кисть в правой руке, рисуем концом кисти, меняя краску хорошо промываем кисть и вытираем салфеткой). Ребята в своей вышивке мы будем использовать яркие цвета красок. Назовите пожалуйста какие это цвета?

Воспитатель: Чтобы узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно.

Давайте рассмотрим какой узор можно вышить на сарафане. (рассматривание образцов)

Сначала мы вышиваем узор на полосе спереди

(волнистая линия или небольшие прямые линии)

Затем будем украшать подол нашего сарафана,

в полосе можно нарисовать цветы или точки. По желанию можете добавить еще один орнамент.

(Дети выполняют работу под русскую народную музыку. В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью выполнения работы.)

-Молодцы, ребята. Какие замечательные сарафаны у вас получились.

А вы знаете, что раньше, девушки одевали свои самые красивые сарафаны и отправлялись на праздники. Вот и сейчас, я вам предлагаю отдохнуть и отправиться на праздник.

(Проводится русская народная игра «Карусель»)

Ели, еле, еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спешите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(игра повторяется, дети идут в другую сторону)

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ну что, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова 1,2,3 покружись и в детском саду окажись.

Воспитатель: Ребята, вы вернулись? Понравилось вам в гостях? А задание Машино не забыли? Сейчас проверим, как вы с этим справились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости?

Встретили вы там эти предметы?

Как они называются и для чего предназначены?

А что ещё нового вы сегодня узнали?

Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось наше путешествие в прошлое. Вы такие молодцы, отвечали на все вопросы, играли в народные игры, украшали сарафаны. А еще помогли Маше.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.

(Дети прощаются с гостями.)

Прикреплённые файлы:

saprafanchiki-q8is4_t3v5k.pptx | 4881,96 Кб
 
Публикации по теме:

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играмФотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам»Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам» Конспект НОД во 2 младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группеКонспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группе Цель: уточнение представления детей о нашей армии. - познакомить с родами войск, военными профессиями; - учить самостоятельно рассказать.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с русским народным сарафаном» в средней группе
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 16:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД