Хетагурова Анета Касполатовна
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Органы человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Дать общее понятие о строении человека, что скелет состоит из головы, туловища, рук и ног.
2. Знать значение сердца и легких.
3. Уточнить название и значение органов чувств.
4. Учить беречь здоровье, которое дала природа при рождении человека.
Оборудование: Витамин С, салфетки пропитанные духами, тарелка с кусочками лимона, холодная ложка, теплый платочек (подогретый на батарее, таблицы с изображением скелета человека и некоторых органов человека: (сердце, легкие, органы чувств, белые халаты на детей и воспитателя.
Дидактическая игра: «Кто позвал?», «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Органы человека“» размещена в разделах
Методические приемы: пословицы - «Кто труда не боится, того хворь сторонится», «Физкультура и труд – здоровье несут».
Физкультминутка: «Мы весело шагаем».
Активизация словаря: Названия органов чувств.
Ход занятия
Дети зашли, поздоровались с гостями.
Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое «здоровье»? (Ответы детей).
- А что лучше, быть здоровым или быть больным? (Ответы детей).
Почему? К кому мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (Ответы детей).
- А кто бы из вас хотел стать врачом, когда вырастет? Почему? (Чтобы лечить папу, маму, брата, сестренку.)
Игровая ситуация.
- Давайте поиграем с вами в игру "Врач". Для этого нам надо надеть белые халаты. (Дети надевают халаты и воспитатель). Я буду старшим врачом, а вы младшие врачи. Согласны? Да.
- Сегодня мы будем говорить об органах человека и его здоровье.
1) Скелет человека
(На доске висят таблицы с изображением человеческого скелета).
Скажите, что это такое? (Ответы детей).
- Правильно, это скелет человека. Как называется эта часть? (голова, туловище, ноги, руки, ребра-ответы детей).
- А у вас есть ребра? Покажите на себе. Зачем нужны человеку ребра? (Они защищают легкие и сердце).
2) Сердце.
- А где у вас сердце? – покажите, положите руку на сердце, что вы чувствуете?
- Стучит? Как? – Тут-тук.
- Ребята без сердца человек может жить? – нет.
- Ребята, а сердце когда отдыхает?
- Правильно, когда спит.
- Без чего сердце не может жить?
- Правильно, без крови.
- А какого размера сердце?
- Давайте в воздухе нарисуем сердце и отправим его маме (Сдуть с ладони).
- А что нужно для того чтобы сердце долго работало и не болело? (Тренировать). Как тренировать?
- Работать на свежем воздухе, заниматься физкультурой. Спортом. Правильно.
Работа над пословицей.
- Есть такая пословица: «Физкультура и труд – здоровье несут». Как вы понимаете ее? (Ответы детей)
3) Легкие.
- А легкие для чего нужны? – вдохните и задержите дыхание, теперь выдохните. Вам легко было?
– Нет, ребята без воздуха человек может прожить? Нет, положите руки на грудь и вдохните, что вы почувствовали?
- Грудная клетка двигается, а теперь выдохните, что вы почувствовали? – она сжимается. Чем мы дышим? – Кислородом. Вдохните все через нос, выдохните на ладонь.
- Что получили? Какой воздух?
– Горячий. Его согрели Легкие, они забрали чистый и холодный кислород, а выдали нам использованный горячий углекислый газ.
4) Орган обоняния.
Но наш нос не только кислород вдыхает, но еще чувствует приятные и неприятные запахи. Сейчас я вам дам понюхать салфетку, пропитанную чем-то. (Дети нюхают).
- Что вы почувствовали? Запах приятный или неприятный? (Ответы детей).
- Приятный. А как вам кажется, чем мы это почувствовали?
- А почувствовали мы этот запах маленькими нервами в виде ниточек, которые находятся внутри носа на самом верху. И когда мы нюхаем цветок, то эти маленькие нервы передают сигнал мозгу и мозг узнает, когда это приятный или неприятный запах вкусной и невкусной пищи. Это называется – орган обоняния. Повторите - орган обоняния.
5) Орган слуха
- А чем вы меня слышите? (Ушами.)
- Правильно, вы слышите голос воспитателя и мамы. Вы если закроете уши, то сможете слышать? Давайте проведем эксперимент.
Эксперимент:
- Закройте уши.
Воспитатель говорит слово «мама»
- Что я сказала? Не услышали? Почему?
– это называется орган слуха.
- Сделайте массаж большим и указательным пальцем, с мочки до ушной раковины до верха. Это полезно. С помощью органа слуха мы различаем человеческую речь, музыку, звуки, шумы и шорохи. (Дети с воспитателем выполняют массаж.)
- Но что бы мы всегда слышали так хорошо для этого надо беречь слух. Как беречь?
- Правильно, не кричать, музыку громко не слушать, не ковыряться в ушах острыми предметами.
Игра "Кого позвали"
- Давайте поиграем в игру – «Кого позвали»- 1-2 раза.
6) Орган зрения.
- Ребята, какого цвета у меня салфетка? Чем вы это увидели? Скажите, с помощью какого органа мы видим друг друга?
- Правильно, мы глазами видим предметы, читаем глазами, с помощью глаз человек видит окружающий мир.
- Как по-вашему, легко было бы жить человеку, если бы он ничего не видел?
- Закройте глаза, что-нибудь видите (Нет.)
-Орган зрения – так называются наши глаза - природа оберегает и для этой цели у нас есть веки и ресницы.
- Как по вашему мнению, для чего они?
- Правильно. Но мы тоже должны защищать свои глаза, чтобы они нам долго служили. -
- Как надо это делать?
- Правильно, не смотреть на яркий свет, если попадает в глаз соринка – вытереть салфеткой, кулаком не растирать глаза, не играть с острыми предметами. Дети, берегите глаза!
7) Орган вкуса
Игра "Узнай по вкусу"
- Сейчас поиграем в игру, «Узнай по вкусу», вы закроете глаза, откроете рот, я вам положу на язык что- то съедобное, а вы определите какой на вкус? (Выполняю).
- Что вы почувствовали? Что-то кислое, что это может быть? - Лимон. Чем вы почувствовали? (Языком.)
- Ребята, при помощи чего мы ощущаем вкус пищи? (При помощи языка.)
- Правильно, при помощи языка. На языке есть слизистая, которая нам подскажет: горькая, кислая или соленая пища. Это называется - орган вкуса. Повторите.
- Какую важную работу еще выполняет язык? – правильно, помогает нам разговаривать, еще? Проглатывать пищу.
- Что еще есть во рту кроме языка? (Зубы.)
- Для чего нам нужны зубы?
- А теперь мы выполним такое упражнение: «Мы покушали, проглотили лимон, а теперь помоем зубы языком, то в одну сторону, то в другую». Отлично, молодцы.
Физминутка.
- Давайте сделаем физминутку «Мы весело шагаем».
8) Орган осязания
- Приложить холодную ложку и теплый платок к тыльной стороне руки и спросить, что ребенок почувствовал при этом?
- Ребята у кого из вас есть кожа? Правильно, кожа есть у всех.
- Для чего она нам нужна? (Ответы детей).
Наше тело снаружи покрыто кожей. При помощи кожи мы ощущаем тепло и холод, узнаем, что огонь горячий, снег холодный. Кожа по всему телу человека.
- Ребята, то, что мы трогаем руками, ощущаем боль на теле, холод или жару-это называется – Орган осязания. Повторите.
- Кожа защищает наши мышцы от повреждений, но если, например, нечаянно порежешь руку, что нужно сделать?
- Правильно, помыть, обработать йодом и перевязать.
- Кожу надо содержать в чистоте, как?
- Правильно, каждый день мыться, купаться, наша кожа дышит порами и поэтому надо содержать ее в чистоте.
Рефлексия.
- Мы сегодня с вами познакомились с названиями 5 основных органов чувств. Это орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса. (Вместе с детьми показываем на себе).
- О нашем теле надо заботиться. В первую очередь его следует мыть, чтобы избежать появления микробов, которые служат причиной болезней, а так же хорошо питаться, и достаточно спать.
- Физкультура помогает достаточно нормально работать твоему сердцу, легким, ногам и рукам. А также укрепляет ваши мышцы, чтобы вы были сильные, смелые и красивые.
- Но иногда человек болеет и тогда вызывают врача, врач осматривает горло, слушает дыхание и выписывает лекарство, а чтобы защитить себя от некоторых болезней врач назначает прививки.
- А еще нужно есть овощи и фрукты. Почему?
- Правильно, в них много витаминов, которые помогают пищеварению и они необходимы для роста детей.
- Но еще есть витамины в аптеке, их тоже надо употреблять, чтобы быть здоровыми. Угощение витамином «С».
- Берегите свое здоровье! И научите этому своих братьев и сестер. А сейчас пойдем на прогулку дышать чистым и свежим воздухом.