Маргарита Баландина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»
Тема: «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»
Цель:
- ознакомление детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Детям блокадного Ленинграда посвящается“» размещена в разделах
- дать представление детям о блокаде Ленинграда, о тяжелой жизни жителей в это время;
- рассказать о неотъемлемой помощи детей – подростков взрослым;
- развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, воспитывать уважение к хлебу, воспитывать чувство патриотизма.
Методы и приемы: рассказ, показ слайдов, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игра, слушание музыки.
Словарная работа: блокада, Ленинград, бомбежки, «зажигалки», «дорога жизни», эвакуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «ВОВ», заучивание стихотворений о войне, чтение рассказов о войне.
Оборудование:
- презентация, проектор, весы, хлеб, тарелочки, магнитофон.
1. Вводная часть
Ход занятия:
(Педагог читает стихотворение «Городу Ленинграду» Н. Алексеева, звучит военная, спокойная мелодия)
Педагог:
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
- Ребята, как вы думаете, о чем я прочла вам стихотворение?
Дети: о голоде, о войне, о холоде.
Педагог: правильно ребята, это стихотворение о тяжелом положении людей в военное блокадное время. Все люди нашей стране понят дату 27 января 1944г. – день снятия блокады Ленинграда. Сейчас этот город называется Санкт – Петербургом.
Педагог: Ребята, я бы хотела вам рассказать о блокаде Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня.
(Дети усаживаются на стульчики перед экраном, педагог транслирует презентацию)
2. Основная часть
Рассказ педагога
Педагог:
22 июня 1941 года войска Германии напали на нашу родину. Началась великая Отечественная война. Через два месяца после этого, в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание. (слайд)
Фашисты планировали захватить Ленинград, а потом развернуть свои войска на Москву, тогда все дети и взрослые встали плечом к плечу на защиту своего родного города. (слайд)
Когда 8 сентября замкнулось блокадное кольцо, т. е. немецкие войска окружили город, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Конечно, именно их взрослые хотели в первую очередь укрыть от обстрелов и бомбежек. (слайд)
Нелегко пришлось детям в то время, они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на реке Неве, стояли в очередях за хлебом….(слайд)
Несмотря на суровую обстановку города, дети продолжали учиться в школе. Из-за постоянных бомбежек не было ни тепла, ни воды. Учиться в таких условиях было большим подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Очень часто занятия прерывались воем сирены, и все бежали в бомбоубежище. (слайд)
Дети- подростки помогали взрослым, работая на заводах. А также они выращивали картофель, возили воду, убирали с улиц погибших ленинградцев. (слайд)
Детские сады работали круглосуточно, стало появляться много детских домов. Никто из детей не был чужим, все были родными. Дети мало играли, все их разговоры были о еде, воспитатели как могли, отвлекали их от таких разговоров. (слайд)
Из-за того, что город был окружен немецкими войсками, продовольствие трудно было доставлять, люди голодали. Спасала людей «Дорога жизни», так называли Ладожское озеро, по которому на грузовиках доставляли продукты, боеприпасы в город и эвакуировали жителей города. Каждый день водители грузовиков рисковали своими жизнями, потому что дорога постоянно обстреливалась немцами, и очень часто машины попадали в полынью, это такие места, где был хрупкий лед, и машины с продуктами проваливались.
Сильнейший был голод. Жителям приходилось варить суп из чего придется: крапивы, корней лопуха, обойного клея. Хлеб выдавали по талонам 125 грамм. Это очень мало. Вот такой кусочек люди делили на три части.
Педагог: а сейчас, ребята, давайте попробуем «испечь хлеб». (дети встают в круг)
Физминутка
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
Педагог: какой вкусный хлеб мы испекли. А вот в блокаду Ленинграда хлеб был не такой. Он был далек от вкусных и ароматных булок, без которых сегодня сложно представить полноценный обед или ужин. В его состав зачастую входили солод, опилки, отруби, соя. По большому счету, подобное изделие и хлебом-то назвать трудно: булка получалась очень плотной, мокрой и тяжелой. Поэтому один кусок весил целых 125 граммов!
Игра «Взвесь хлеб»
Педагог: ребята, я вам предлагаю поиграть. Давайте попробуем взвесить кусочки хлеба по 125 грамм, и хоть немного представим то трудное блокадное время. (дети стоят в очередь с тарелочками, воспитатель на весах взвешивает кусочки хлеба и раздает детям)
3. Заключительная часть
Педагог: страшное время блокады Ленинграда переживали не только взрослые, но и дети. Они помогали взрослым выстоять и не сдаться врагу. Они победили эту войну вместе со старшими. Повзрослев, дети стали учеными и строителями, учителями и спортсменами. Они не забыли то, что пережили. Не забудем и мы. Будем помнить подвиг наших предков, чтить и уважать их за то, что ценою собственных жизней они подарили нам будущее.
Дополнительная литература:
1. https://dzen.ru/a/YeUfBTrlL0KreE1I
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/03/17/stihi-o-blokade