Оксана Александрова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Секретная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Секретная вода»
Цель: Формировать у детей элементарное представление о переходе вещества из твердого в жидкое, газообразное, и из газообразного в жидкое и твердое с помощью моделирования по системе ТРИЗ.
Учить давать определение каждому состоянию вещества.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ „Секретная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Развивать у детей логическое мышление, речь, познавательный интерес.
Оборудование: лед, стаканы с водой для каждого ребенка, салфетка, кипятильник (чайник, тарелки, книга «Заяц Коська и родничок», трубочки на каждого ребенка, моющее средство, кубики «маленькие человечки», стаканы с мыльной, крашеной и прозрачной водой, палочка, закрашенная в белый и черный цвет, системный оператор, картинки с изображением различных состояний воды.
Предварительная работа: чтение сказки «Заяц Коська и родничок» Николая Грибачева.
Ход
Дети вместе с воспитателем находятся на ковре.
Воспитатель: Ребята, какое время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Посмотрите в окно, какая на улице погода? Вам нравится такая погода? А всегда ли весной так солнечно и тепло? А кто знает стихотворения о дождливой погоде?
Дети рассказывают стихи о дождике:
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил :
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни.
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
Воспитатель: Помните, мы совсем недавно с вами прочитали сказку Николая Грибачева «Заяц Коська и родничок»? (показываю). О чем говорится в этой сказке? (дети вспоминают сюжет) Из зайца Коськи и родничка получились отличные друзья. Какие же превращения с родничком случились? (ответы детей).
Сегодня мы с вами поговорим о воде, о секретной воде. Если будет мороз, что произойдет с водой (Замерзнет) Посмотрите, что я вам принесла. Это льдинки. Скорее садитесь за столы, положите льдинки на блюдца, и мы посмотрим, что с ними будет происходить.
Ребята, лед какой (холодный, мокрый, скользкий)
Опустите лед в стакан с водой, что произошло со льдом? (плавает) значит, лед какой? (легкий)
Посмотрите, что произойдет со льдинкой (ударяю по льду, он разбивается).
Какой лед? (хрупкий)
Где же ваши льдинки? (Их нет, растаяли)
Льдинка растаяла, что получилось? (вода)
Вода какая на ощупь? (жидкая, прозрачная, холодная). Добавляю в каждый стакан моющее средство, дети перемешивают его трубочками.
Какая вода? (мутная, мыльная)
Игра «Хорошо-плохо»
Мыльная вода – это хорошо или плохо?
Лед – это хорошо или плохо?
Холодная вода – это хорошо или плохо?
Соленая вода – это хорошо или плохо? (ответы детей).
Что можно делать с мутной водой? (стирать, купаться)
А давайте помоем волосы! Почему нельзя? (холодная)
Что нужно, чтобы помыть волосы? Правильно, нагреть воду. Как? (дети перечисляют различные способы нагревания воды). Дети замечают чайник, оказывается это единственный способ нагреть воду в данных условиях.
Пока греется вода, воспитатель вместе с детьми пускает мыльные пузыри, при этом задает вопрос: На что похожи?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вода закипела, что мы видим над чайником? (Пар). Верно, пар, он очень горячий. Я беру обыкновенное стекло и держу его над паром. Посмотрите, что получается: горячий пар соприкасается с холодным стеклом, остывает и превращается опять в воду.
Какой сначала была вода (твердой, лед, жидкой (вода, газообразной (пар). Правда, интересно, ребята? Настоящая секретная вода.
Посмотрите, ребята, к каждого из вас есть картинки, для составления схемы превращения воды, давайте с вами сделаем эти схемы (дети выкладывают схемы превращения воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное).
В нашей группе живут интересные кубики, они называются «Маленькие человечки» (кубики стоят на столах детей)
Если вещество твердое, какие в нем кубики живут?
Дети: В нем живут твердые человечки, они стоят и крепко держат друг друга за руки.
А в жидких веществах какие человечки живут?
Дети: В нем живут жидкие человечки, они стоят свободно опустив руки.
А В газообразных веществах живут, какие человечки?
Дети: А вот эти веселые газообразные человечки живут в газообразных веществах. Они бегают всюду, поэтому газообразные вещества легко перемещаются по воздуху.
Давайте мы с вами посмотрим, как вы их запомнили. Я показываю на доске вам вещество, а вы показываете мне нужного человечка. (Лед, вода, пар и т. д.). А если такая картинка? (чашка, чай и пар).
(Дети составляют модель с помощью маленьких человечков).
Я превращаю теперь вас в Маленьких человечков
Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Весело мы поиграли? Теперь я приглашаю вас в нашу лабораторию к системному оператору, который расскажет нам о секретах воды (показываю системный оператор с закрытыми картинками).
Здесь живет капелька, давайте мы с вами подумаем, чем она была раньше, и чем может стать в будущем (работа с системным оператором).
Посмотрите, ребята, растения в нашем уголке природы нуждаются в поливке. У меня есть три стакана воды, в одном стакане вода крашеная, в другом мыльная, а в третьем чистая, прозрачная. Какую воду мы используем для поливки? (ответы детей).
Совершенно верно, нам понадобится чистая и прозрачная вода, давайте поставим ее отстаиваться, а потом польем наши цветы.
Вывод: Ребята, что вы узнали нового из нашего занятия? Для того чтобы каждый мог высказаться, я предлагаю вам черно-белую палочку. Вы будете передавать ее друг - другу, и если вам что-то не понравилось вы беретесь за черный край, если наоборот понравилось, то за белый и высказываете свое впечатление от занятия. (дети передают друг другу палочку и высказывают свое впечатление от занятия)