Елена Морозова
Конспект НОД по познавательному развитию «Заглянула осень в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• закрепить знания детей о приметах осени,
• закрепить названия деревьев;
• закрепить знания детей об осеннем явлении природы листопаде;
• уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме;
• расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая);
• воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Заглянула осень в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Дикие животные», «Осень»;
• чтение и разучивание стихов об осени;
• загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, слайды; игрушки – ёжик, зайчик, белочка; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; искусственные деревья – ёлка, берёза, рябина, клён; макет солнца; аудиозапись «Голоса птиц».
Ход непрерывной образовательной деятельности :
Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Как гостеприимные хозяева, давайте с ними поздороваемся.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. Совершим увлекательное путешествие. Во время нашего путешествия вы должны внимательно меня слушать, быть послушными, внимательными, без разрешения взрослого ничего не трогать.
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?
Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,
Улыбается в оконце, А зовут его все (солнце)
(Показывает макет солнца.)
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко?
(Ответы детей.)
Воспитатель: У солнышка много “добрых дел” : землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года сейчас?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень.
(одеваю костюм осени)
Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг!
(просмотр слайдов)
Нравится, дети?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая.
Воспитатель: Дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: На улице солнечно и ясно.
Дети: То погода ясная и солнечная.
Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Физминутка :
«Шагают наши ножки»
По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)
На носочки встали
К лесу побежали (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, как много красивых деревьев в лесу.
• Как называется это дерево? (берёза)
• Какого цвета ствол у берёзы?
«Белая берёза косы распустила.
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.»
Воспитатель : А это дерево как называется? (рябина)
Посмотрите какие красивые ягоды на рябине. Зимой ими будут питаться птички.
Воспитатель: А это дерево называется клён. Посмотрите, какие красивые резные листочки у клёна. Они похожи на раскрытую ладошку.
Осень разукрасила листья в яркие цвета.
Какие листочки на деревьях?
Листочки жёлтые, оранжевые, красные, коричневые. Возьмите по одному листочку в каждую ручку. Рассмотрите его. Посмотрите через листочек. Видно? (нет) Листик непрозрачный. У листика есть черешок. Черешком он держится за веточку дерева.
А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь.
Как называется это явление?
Дети : Это листопад.
Воспитатель : Листики упали на дорожку. А вот эти листики упали в воду, в лужицу. Что произошло с листиками? Они утонули? (нет) Почему? (листик лёгкий).
Листики как разноцветные кораблики на воде. Давайте сделаем слабый ветерок – нежно подуем – пусть листик плывёт. А теперь сильный ветер – шторм, буря.
«Как по лужице зелёной
Плыл кораблик золочёный.»
Воспитатель: Ребята, а как называется это дерево?
Дети : Это ёлка.
Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?
Дети: У нее нет листьев.
Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?
Дети: Колючие, острые, прямые.
Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.
Дети: Хвоя.
Воспитатель: Я сейчас разотру ладошками несколько иголок. Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Воспитатель: Какой запах?
Дети: Ароматный, душистый, приятный.
Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.
• Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)
• А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?
• Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину!
(Дети собирают листья и складывают в корзину.)
Воспитатель: Ой, а кто это с нами прощается?
Дети: Птички.
Воспитатель: А почему они с нами прощаются?
Дети: Потому что улетают на зиму в тёплые края.
Воспитатель: Правильно. Улетайте, птички, улетайте. Мы будем ждать вас весной!
Воспитатель : Дети, вы так много знаете об осени. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.
«По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали,
На стульчики побежали.»
Воспитатель. Снимаю осенний венок.
• Понравилось вам путешествие?
• Что вы видели в лесу?
Воспитатель : Вы были молодцы! Спасибо вам за увлекательное путешествие!