Получи документы

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Надежда Горбатых
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Виды деятельности:

- познавательно – исследовательская;

- коммуникативная;

- двигательная;

- музыкальная

Виды НОД: знакомство с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, предметами русского быта.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

- систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской, женской и детской).

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества- русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение называть их по фрагментам, иллюстрациям.

- познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.

- развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук, обогащать словарный запас.

- воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз.

Структура НОД:

1. Вводная часть (организация детей 1-2 минуты)

2. Основная часть (практическая деятельность – 20 минут)

2.1русский национальный костюм (с использованием ИКТ)

2.2 русский быт (практическая деятельность)

2.3 русские народные сказки (практическая деятельность)

3. Заключительная часть (рефлексия)

Предварительная работа: разучивание «Русских народных игр», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание лепбука «Русская изба», альбома «Русские красавицы».

Оборудование к занятию: ноутбук, проектор, макет мини избы, мини предметы народного быта, сундучок, дидактическая игра «сложи картинку», русские народные сказки, самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм, колыбелька и т. д.

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме, обращает внимание детей на костюм

- Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне? (русский народный). А как называется платье без рукавов? (сарафан) А кто вспомнит, как называлась раньше блузка? (рубаха). А женский головной убор? (кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины на праздник.

- А сейчас мы посмотрим как одевались мужчины и дети на Руси.

(показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах лапти.

Мы с вами узнали как одевались люди на Руси.

- А теперь посмотрим как люди жили. Как выглядели их дома. Раньше Русь называлась деревянная, как вы думаете, почему?

- Как раньше назывались дома? (избами). Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(показ слайдов с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу вас пригласить в миниатюрную горницу.

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

- Кто это? (ответы детей). А кто такой домовой? В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и в правду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти. А если ссорятся, он начинает сердиться, очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи и игрушки. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит домой решил их проучить, чтобы все клали на свое место. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете, почему? А все потому, чтобы не попадаться им на глаза и не испугать их. Домовой любит жить за печкой.

Домовой говорит детям, что очень ждал их, и хочет поиграть ними.

Физкультминутка : народная игра «Домовой».

Домовой : - Эй, ребята не зевайте и загадки отгадайте!

Воспитатель: - Нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора

Наедается нескоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота (Печь).

Воспитатель: - Печь была в каждой избе. С ней связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На ней спали, для этого на печи делали специальную лежанку.

У печи стоит предмет

Он тяжелый спору нет

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Без рук, без ног, во все стороны клонится. (Колыбелька)

Домовенок: - Молодцы ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Мама, чтобы успокоить плачущего ребенка, могла смастерить игрушку на быстро, из того, что было под рукой. Например, из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

(Работа в парах, делают куклу «Пеленашку»)

Воспитатель: Кузенька, пока ребята делают игрушку, расскажи нам сказку.

Кузя: Отгадаете загадку, расскажу.

- Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук).

Кузя: правильно. В моем сундуке много сказок. Какую отгадаете, такую и покажу.

(на разрезных картинках народные -2 сказки, дети берут конверты, подходят к столу и выполняют задание).

Дети отгадывают сказку и Кузя показывает ее на экране как мультфильм.

Рефлексия.

- Дети, что нового мы сегодня узнали?

- Что вам было особенно интересно?

- Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили на Руси, с традициями русского народа, с праздниками и т. д.

Воспитатель хвалит детей и предлагает попить чай из настоящего самовара с баранками и Кузю приглашает.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 15:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Горбатых (УИ 378512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД