Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»

Татьяна Путылина
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Чесменский детский сад «Берёзка»

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе

«Викторина по русским и народным сказкам»

Составила: Путылина Татьяна Николаевна,

воспитатель высшей категории.

с. Чесма 2015г.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (их многообразие, язык, персонажи, композиционное построение).

2. Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное.

3. Закрепление знаний детей о художниках – иллюстраторах. Поупражнять в умении отличать особенности в творчестве некоторых художников.

4. Развивать логическое мышление, умение сопоставленье, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц.

5. Упражнение в умении образовывать однокоренные слова от слов:

- лес (лесной, леший, лесовик, перелесок);

- сказка (сказочный, пересказ, сказочник, подсказка);

- зима (зимний, зимушка, зимовье).

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказкам.

2. Задания в конвертах, магнитофон с записями правил участия в викторине.

3. Песни для музыкальной физминутки.

4. Жетоны для поощрения за правильный ответ.

5. Эмблемы для каждого ребенка.

6. Сказочные герои: «лиса, медведь».

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: Ребята мы с вами читали много русских народных сказок, созданных русским народом, ы сможете их отличить от авторских сказок. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок? Вот мы сегодня и узнаем. Многие люди играют в игру: «Что? Где? Когда?». Мы тоже сегодня поиграем в эту игру – викторину. Вы покажите свои знания о русских народных сказках. Какие вы сказки знаете?

Дети: Называют.

Воспитатель: Как в настоящей игре, у нас будет две команды. У каждой команды своя эмблема в виде роз. Посмотрите эмблемы и покажите их всем.

Входят сказочные герои: лиса медведь. Приносят волчок, задания в конвертах, «звуковое письмо».

Посмотрите, ребята, что нам принесли лиса и медведь. Давайте послушаем звуковое письмо (и дети прослушивают правила игры – викторины)

«Уважаемые знатоки!

Вас приветствуют жители страны сказок. Сейчас вы начнете увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет на конверт, на вопросы которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры – викторины.

- вопросы надо слушать внимательно;

- отвечать на задания может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять эмблему.

- за правильный ответ будет вручаться жетон.

- команда, набравшая больше жетонов, будет считаться победителем, и ей будет вручаться значок «Знаток сказок»

Удачи вам!»

Игра начинается!

Задание № 1 «Узнай персонажей сказок»

Воспитатель: показывает иллюстрации к сказкам и задает вопросы:

1. Назовите из какой сказки персонаж.

2. Как его зовут. Расскажите, какой он.

А)«Вымолвил словечко –

покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю».

(Емеля, сказка «По щучьему веленью)

Б) «Не лежалось на окошке – покатился по дорожке». (Колобок)

В) «А дорога далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок». (Маша и медведь).

Г) «Нет ни речки, ни пруда где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Д) «Красна девица грустна, ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!» (Снегурочка).

Е) «Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

И доме том, в конце концов, стало множество жильцов» (Теремок).

Дети: На этой картине герои из сказки:

«Заяц-хваста». Заяц сначала хвастливый, врун и трус, а потом стал храбрым и т. д.

«Лисичка сестричка и серый волк». Волк в сказке доверчивый, глупый, простачок. Лиса – хитрая, умная, коварная.

«Маша и медведь». Маша – рукодельница, трудолюбивая, умная и догадливая, а медведь – доверчивый, простой, добрый.

Задание № 2 «Песенки персонажей русских народны сказок»

1. Песенка «Колобка»;

Козы из сказки «Волк и семеро козлят»;

Лисы из сказки «Петушок – золотой гребешок»;

Блин из сказки «Лохматый, крылатый да масляный».

-«Я колобок, колобок

По амбару метан

по сусекам скребен».

-«Козлятушки -ребятушки».

-«Несет меня лиса за темные леса».

-«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка».

Задание № 3 «Мозаика из сказок»

Воспитатель: читает придуманные сказки, в которых действуют персонажи разных русских народных сказок, и просит детей отгадать: какие сказки перепутались.

1. «Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку, бабка – внучку, внучка – жучку».

2. «Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козленочка, увидела это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…»

Дети: В первом тексте перепутались сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Репка».

Во втором перепутались сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Хаврошечка».

Музыкальная пауза: музыкальные движения.

Задание № 4 «Детская игра «Кто лишний»

Выставляются силуэты персонажей из двух сказок. Дети отвечают на вопросы:

1. Угадайте кто лишний?

2. Почему?

Дети: Лишний «Медведь – его нет в сказке» «Лиса и журавль».

Царевич – заблудился, го нет в сказке «Гуси-лебеди».

Задание № 5

Воспитатель: Я начинаю сказку, а вы должны продолжить.

«Жил – был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо, приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать…»

Дети: «У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища, не зубы, а рубища – Я никого не боюсь». (Заяц - хваста).

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну сказку: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка – Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает…»

Дети: «А были у хозяйки три дочери, старшую звали Одноглазкой, среднюю Двуглазкой, а меньшую – Трехглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…» (Крошечка – Хаврошечка)

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы рассказали?

Задание № 6 «Расскажи отрывок из любимой сказки»

Воспитатель: Ребята вы много русских народных сказок знаете, но у каждого есть своя любимая. Кто хочет рассказать отрывок из своей любимой сказки?

Дети: рассказывают (3-4 сказки)

Задание № 7 «Кто больше придумает слов»

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы используя их, придумаете свои:

1. Сказка – сказочник, сказочный, подсказка, пересказ, сказательница.

2. Зима – зимний, зимовик, зимовье, озим.

3. Мороз – морозный, заморозить, подморозить, переморозить, Дед мороз, морозильник.

4. Снег – снеговик, снегурочка, снежный, снежинки, снежки.

Музыкальная пауза. «Игра в снежки»

Задание № 8 «Волшебные предметы и люди волшебники в сказках»

Воспитатель: Интересно, каких людей – волшебников вы знаете?

Дети: Дед Мороз. Снегурочка, Василиса Прекрасная, Старичок – лесовичок, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Феи, Ведьмы.

Воспитатель: А какие в сказках бывают волшебные предметы?

Дети: Сапоги – скороходы, щука, шапка – невидимка, печка, яблонька, скатерть – самобранка, волшебная палочка и дудочка, гусли, клубочки, наливное яблочко, зеркало.

Игра «Чудесные вещи»

Этюд: «Что такое счастье?

Воспитатель: Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.

1. Осторожность

Передайте друг другу тяжелую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась.

2. Страх

Вы гуляете по лесу и вдруг … по ноге проползла холодная ядовитая змея.

3. Печаль, грусть

Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

4. Веселье

Веселый клоун вас в цирке сильно рассмешил.

5. Радость

Вы получили новогодний кулек от Деда Мороза.

6. Счастье

Закройте глаза. Придумайте сами.

Когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза. Покажите счастье и расскажите когда вы испытываете счастье.

Детская игра «Кто, что делает?»

Воспитатель: Волк

Дети: Охотится, завывает, грызет, злится.

Воспитатель: Медведь

Дети: спит, переваливается, сосет лапу, лакомится

Воспитатель: Лиса

Дети: Крадется, петляет, лакомится, заметает следы

Воспитатель: Заяц

Дети: Прыгает, прячется, скачет, дрожит

Воспитатель: Еж

Дети: колется, ползет, сворачивается в клубок

Воспитатель: Белка

Дети: Скачет, грызет, закапывает

Воспитатель: У одного из этих зверей не было домика.

Детская игра «У Кого?»

Дети: У зайца.

Воспитатель: А у остальных зверей домики имели свое название. Какой у кого домик?

Детская игра «Чье жилище?»

Воспитатель: У медведя

Дети: берлога.

Воспитатель: У лисы

Дети: Нора

Воспитатель: У белки

Дети: Дупло.

Воспитатель: У Волка

Дети: Логово

Воспитатель: У ежа

Дети: Нора

Воспитатель: Ребята все задания выполнены, на все вопросы вы ответили, сейчас посчитаем и определим, у кого больше жетонов, кто у нас знаток сказок. А еще определим, какая команда победила в нашей викторине «Что? Где? Когда?»

Победителю вручается значок «Знаток сказок». А команде - маленькие значки. Ну, а остальным участникам мы тоже приготовили подарок. Давай подарим друг другу улыбки».

Литература:

1. «Синонимы» Коваленко В. В., Коваленко С. В.

2. «Развитие речи» Затулина.

3.«Организация непосредственно- образовательной деятельности» Бондаренко.

4. Бабаева Т. И. Л. С. Римашевская «Игровые ситуации, игры, этюды».

5. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории»

6. Хрестоматия для детей 5-6 лет.

7. Книга для чтения. 5-7 лет. Гербова В. В. ,И. П. Ильчук.

8. Конспекты интегрированных занятий. Аджи А. В.

Публикации по теме:

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Карлсон в гостях у ребят» Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка Чесменский детский сад "Берёзка" Сценарий развлечения.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 11:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Мастер-класс изготовления поделки из солёного теста «Новогодний домик» для детей от...
Осень подходит к своему логическому завершению. Скоро декабрь и новогодние праздники. Мы с ребятами решили заранее готовить сувениры и памятные подарки к...
Мастер-класс «Поделка «Птичка с поздравлением»
Мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаю сделать такую поздравительную птичку с детьми и поздравить наших...