Марина Кунгурова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи.
Тема "Согласный звук Ж, буква Ж.
Цель: актуализация знаний детей о звуке и букве Ж. Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения звука Ж в словах. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Чтение слогов и слов; слов, написанных "по спирали".
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звукобуквенный анализ, звуковой синтез, связную речь.
Оборудование:
карта "Волшебная страна";
картинки - рамки на каждого ребенка;
объемный жучок;
стилизованная и печатная буква Ж;
карточки "Читаем по спирали";
магнитные буквы, магнитные цифры 1 -5;
карточки - лото: лопата, кукла, ножницы, пила;
картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз;
1. Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.
Воспитатель: Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и придумывать задания и для этого у нас есть карта (выставляется карта). Если мы пройдем по всему маршруту, выполним все упражнения, то узнаем, кто же из нас самый внимательный и старательный.
Вначале мы пойдем в гости к медвежонку. Послушайте, что он нам скажет: "Здравствуйте, дети! я ш -ш - шиву в этом лесу. Я друш - ш -шу со всеми ш - шивотными".
Ребята, какой звук не выговаривает этот медвежонок? (Да, звук Ж.) Надо его научить говорить правильно.
2. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж.
Воспитатель: Давайте произнесем: Ж - Ж - Ж. На что похож этот звук? Да, на жужжание жука. (Показывается объемная фигура жука.) Как произносится этот звук? Его можно петь? Нет, значит, этот звук какой? (Согласный) Он звонкий или глухой? (Звонкий - "горлышко при произношении дрожит.) Да, этот звук - согласный, звонкий. Он всегда произносится твердо. При произношении звука Ж язык в виде "чашечки" поднят к верхним зубам, зубы слегка приоткрыты, губы округлены, воздушная струя идет сильная и теплая.
Звук Ж – всегда твердый, как и звук Ш. У него нет мягкой пары. Но прежде чем взлететь и пожжужать, жук хочет нам сказать, что он не только умеет жужжать «Ж – Ж», но и похожие на (Варианты детей) букву Ж.
3. Анализ написания буквы Ж.
Выставляется стилизованная и печатная буква Ж.
Дети рассматривают букву.
Воспитатель: Итак, жук, похожий на букву Ж и жужжащий, как звук Ж, поет песенку и просит, чтобы с ним вы поиграли.
Игра «Добовлялки»
Жу – жу –жу – я по листику (хожу).
Жи – жи – жи – мне ты лапку (покажи)
Же –же же – ох, устал летать (уже).
Жи –жи –жи – ты шнурочек (завяжи).
Жа –жа –жа – вы не бойтесь (ежа).
Динамическая пауза.
Жук жжужит про букву Ж, Взрослый показывает букву.
Озорную букву Ж.
Обижалась: Ж – Ж – Ж, Отдергивают руку,
Уезжала Ж - Ж - Ж, «Едут» в одну сторону.
Приезжала Ж – Ж – Ж, «Едут» в другую сторону.
И жасмином наслаждалась Ж – Ж - Ж. «Нюхают цветы».
Вот такая буква Ж,
Озорная буква Ж.
Сейчас мы отправляемся к жирафу. Он хочет, чтоб мы с ним поиграли, нашли место звук Ж в словах.
Слова: лужа, Жора, пожар, лужок, проживать, положить, пружина, кожа, жакет и т. д.
4. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками
Цель упражнения: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Воспитатель обращает внимание детей на карту Волшебной страны, перемещает фигурку жука к изображению ежа.
Воспитатель: Капризный ежик предлагает его послушать:
Я буду говорить слова,
Какие захочу.
А вы подпрыгнете тогда,
Когда я замолчу.
Звук Ж услышать надо в слове.
Задание это непростое;
А если подпрыгнете лишний раз –
Игру покинешь в тот же час!
Воспитатель называет слова, дети подпрыгивают только тогда, когда слышат звук Ж.
Слова: ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок, щука, чижик, шажок, овощи, клещи, зажигалка, железо, зонт, дружить, шагать, шпагат, желудь, кошка, кожа, пассажир и т. д.
5. Чтение
Воспитатель: Угадайте, о ком эти слова?
Я – стеснительная малышка,
Маленькая летучая (мышка). (Фигурка жука перемещается к летучей мыши).
Вишу сейчас вниз головой,
Хочу поговорить с тобой:
Сейчас придет к нам буква Ж
И встанет рядом с гласной.
Ты слоги сможешь прочитать?
Ты сможешь! Ну, прекрасно!
Воспитатель читает с детьми открытые и закрытые слоги, добавляет их до целого слова.
ЖА ЖИ ЖУ КО - ЖА
АЖ УЖ ИЖ ВИ - ЖУ
СА - ЖА
ЖИ - ЛА
Динамическая разминка от жука
Цель упражнения: фонетическая зарядка.
Воспитатель: Мы превращаемся в жуков
Плечи расправили - Все расправили плечи.
Раз, два, три.
Дружно все по кругу С прямой спиной двигаемся по кругу.
Мы пошли.
Мы лапки вверх потянем - Руки вверх с напряжением кистей.
Раз, два, три.
Теперь их плавно Руки в стороны.
В стороны развели.
Раз, два, три.
Здоровье укрепляем - Хлопки перед туловищем, за спиной.
На нас ты посмотри.
Вот крылышки расправили, Руки в стороны, опустили.
На месте покружились, Покружиться вокруг своей оси.
Над полем мы летали С прямой спиной идем к своим партам.
И громко так жужжали: Ж - Ж - Ж.
Задания от жука:
1. Прочитайте ребята слова написанные "по спирали"
2. Игра "Угадай слово"
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза слов.
Воспитатель: Жук математику очень любит,
Игру сейчас вам предложит.
Все цифры вышли на парад
И выстроились в стройный ряд.
Жук загадал слово, которое мы должны разгадать.
Размещение и правили игры. На магнитной доске размещены цифры от 1 - 5 слева на право. Под каждой цифрой расположить карточки - лото. Под цифрой 1 - лопата, 2 - какла, 3 - ножницы, 4 - пила. Цифра обозначает, какой по счету звук из названия картинки - лото надо выделить.
3. "Угадай по первым звукам"
Воспитатель: Сейчас мы с вами угадаем животное по первым звукам.
Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз. Дети составляют слово - жаба.
Воспитатель: Жук очень доволен вами ребята, вы все внимательные и старательные. И он хочет вам подарит картинки с жирафом (рамками, где вы можете нарисовать букву ж.
Рефлексия.