Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»

Марина Кунгурова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи.

Тема "Согласный звук Ж, буква Ж.

Цель: актуализация знаний детей о звуке и букве Ж. Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения звука Ж в словах. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Чтение слогов и слов; слов, написанных "по спирали".

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Звук и буква Ж“» размещена в разделах

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звукобуквенный анализ, звуковой синтез, связную речь.

Оборудование:

карта "Волшебная страна";

картинки - рамки на каждого ребенка;

объемный жучок;

стилизованная и печатная буква Ж;

карточки "Читаем по спирали";

магнитные буквы, магнитные цифры 1 -5;

карточки - лото: лопата, кукла, ножницы, пила;

картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз;

1. Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.

Воспитатель: Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и придумывать задания и для этого у нас есть карта (выставляется карта). Если мы пройдем по всему маршруту, выполним все упражнения, то узнаем, кто же из нас самый внимательный и старательный.

Вначале мы пойдем в гости к медвежонку. Послушайте, что он нам скажет: "Здравствуйте, дети! я ш -ш - шиву в этом лесу. Я друш - ш -шу со всеми ш - шивотными".

Ребята, какой звук не выговаривает этот медвежонок? (Да, звук Ж.) Надо его научить говорить правильно.

2. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж.

Воспитатель: Давайте произнесем: Ж - Ж - Ж. На что похож этот звук? Да, на жужжание жука. (Показывается объемная фигура жука.) Как произносится этот звук? Его можно петь? Нет, значит, этот звук какой? (Согласный) Он звонкий или глухой? (Звонкий - "горлышко при произношении дрожит.) Да, этот звук - согласный, звонкий. Он всегда произносится твердо. При произношении звука Ж язык в виде "чашечки" поднят к верхним зубам, зубы слегка приоткрыты, губы округлены, воздушная струя идет сильная и теплая.

Звук Ж – всегда твердый, как и звук Ш. У него нет мягкой пары. Но прежде чем взлететь и пожжужать, жук хочет нам сказать, что он не только умеет жужжать «Ж – Ж», но и похожие на (Варианты детей) букву Ж.

3. Анализ написания буквы Ж.

Выставляется стилизованная и печатная буква Ж.

Дети рассматривают букву.

Воспитатель: Итак, жук, похожий на букву Ж и жужжащий, как звук Ж, поет песенку и просит, чтобы с ним вы поиграли.

Игра «Добовлялки»

Жу – жу –жу – я по листику (хожу).

Жи – жи – жи – мне ты лапку (покажи)

Же –же же – ох, устал летать (уже).

Жи –жи –жи – ты шнурочек (завяжи).

Жа –жа –жа – вы не бойтесь (ежа).

Динамическая пауза.

Жук жжужит про букву Ж, Взрослый показывает букву.

Озорную букву Ж.

Обижалась: Ж – Ж – Ж, Отдергивают руку,

Уезжала Ж - Ж - Ж, «Едут» в одну сторону.

Приезжала Ж – Ж – Ж, «Едут» в другую сторону.

И жасмином наслаждалась Ж – Ж - Ж. «Нюхают цветы».

Вот такая буква Ж,

Озорная буква Ж.

Сейчас мы отправляемся к жирафу. Он хочет, чтоб мы с ним поиграли, нашли место звук Ж в словах.

Слова: лужа, Жора, пожар, лужок, проживать, положить, пружина, кожа, жакет и т. д.

4. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками

Цель упражнения: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Воспитатель обращает внимание детей на карту Волшебной страны, перемещает фигурку жука к изображению ежа.

Воспитатель: Капризный ежик предлагает его послушать:

Я буду говорить слова,

Какие захочу.

А вы подпрыгнете тогда,

Когда я замолчу.

Звук Ж услышать надо в слове.

Задание это непростое;

А если подпрыгнете лишний раз –

Игру покинешь в тот же час!

Воспитатель называет слова, дети подпрыгивают только тогда, когда слышат звук Ж.

Слова: ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок, щука, чижик, шажок, овощи, клещи, зажигалка, железо, зонт, дружить, шагать, шпагат, желудь, кошка, кожа, пассажир и т. д.

5. Чтение

Воспитатель: Угадайте, о ком эти слова?

Я – стеснительная малышка,

Маленькая летучая (мышка). (Фигурка жука перемещается к летучей мыши).

Вишу сейчас вниз головой,

Хочу поговорить с тобой:

Сейчас придет к нам буква Ж

И встанет рядом с гласной.

Ты слоги сможешь прочитать?

Ты сможешь! Ну, прекрасно!

Воспитатель читает с детьми открытые и закрытые слоги, добавляет их до целого слова.

ЖА ЖИ ЖУ КО - ЖА

АЖ УЖ ИЖ ВИ - ЖУ

СА - ЖА

ЖИ - ЛА

Динамическая разминка от жука

Цель упражнения: фонетическая зарядка.

Воспитатель: Мы превращаемся в жуков

Плечи расправили - Все расправили плечи.

Раз, два, три.

Дружно все по кругу С прямой спиной двигаемся по кругу.

Мы пошли.

Мы лапки вверх потянем - Руки вверх с напряжением кистей.

Раз, два, три.

Теперь их плавно Руки в стороны.

В стороны развели.

Раз, два, три.

Здоровье укрепляем - Хлопки перед туловищем, за спиной.

На нас ты посмотри.

Вот крылышки расправили, Руки в стороны, опустили.

На месте покружились, Покружиться вокруг своей оси.

Над полем мы летали С прямой спиной идем к своим партам.

И громко так жужжали: Ж - Ж - Ж.

Задания от жука:

1. Прочитайте ребята слова написанные "по спирали"

2. Игра "Угадай слово"

Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза слов.

Воспитатель: Жук математику очень любит,

Игру сейчас вам предложит.

Все цифры вышли на парад

И выстроились в стройный ряд.

Жук загадал слово, которое мы должны разгадать.

Размещение и правили игры. На магнитной доске размещены цифры от 1 - 5 слева на право. Под каждой цифрой расположить карточки - лото. Под цифрой 1 - лопата, 2 - какла, 3 - ножницы, 4 - пила. Цифра обозначает, какой по счету звук из названия картинки - лото надо выделить.

3. "Угадай по первым звукам"

Воспитатель: Сейчас мы с вами угадаем животное по первым звукам.

Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз. Дети составляют слово - жаба.

Воспитатель: Жук очень доволен вами ребята, вы все внимательные и старательные. И он хочет вам подарит картинки с жирафом (рамками, где вы можете нарисовать букву ж.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Звуковой анализ слов. Консультация для родителей Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 18:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД