Папки-передвижки

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина «На севере диком» (старшая группа)

Анастасия Сергеевна Жданова
Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина «На севере диком» (старшая группа)

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции

картины И. И. Шишкина «На севере диком»»

Компоненты интеграции.

Познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Задачи.

- систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.

- формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной кар-тине из 5-6 предложений с помощью мнемотаблицы, соблюдая композицию рассказа.

Публикация «Составление описательного рассказа по репродукции картины И, И, Шишкина „На севере диком“ (старшая группа)» размещена в разделах

- развивать диалогическую речь, связную речь;

- упражнять детей в образовании уменьшительно- ласкательных суффиксов;

- приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам.

- помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

Предварительная работа.

Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход НОД:

Звучит музыка, дети встают в круг.

Воспитатель держит в руках конверт, (пригласительные билеты).

-Ребята, посмотрите, что принес нам посыльный:

«Дорогие ребята, приглашаем Вас посетить мини-музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина»

- Хотите посетить музей? (да, хотим.)

-Хорошо, но в музей пускают только с друзьями.

-Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей)

-О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково»

Дети придумывают ласковые эпитеты:

(Хорошенький Сережа, умненькая Соня, добренький Игорь и т. д.)

- Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (друг- друзья, дружба, дружелюбный, дружные, дружить, подруга и т. д.)

-Бывает, что у человека нет друзей, и он остается один. Какие слова можно подобрать к слову «один» (один- одинокая, одинокий, одиночество, одиноко и т. д.)

-Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

-Что хорошего? (Можно подумать о чем-то своем, помечтать, можно вспомнить что-то, можно поговорить с самим собой, можно принять важное решение, обдумать ситуацию, побыть наедине со своей совестью, никто не мешает, не отвлекает и т. д.)

-А что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться свои-ми мыслями, некому сделать что-то хорошее и т. д.)

-Значит, быть одному, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо. Одиночество это чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.

Воспитатель вручает билеты, предлагает детям пройти в «музей» сесть на стульчики и послушать классическую музыку.

-Какая музыка прозвучала? (Спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная.)

-Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал музыку? (Грусть, печаль, тоска, одиночество и т. д.)

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме,

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги,

Мы идем, идем, идем,

И к себе приходим в дом.

Д/игра «Что лишнее?»

-Чем отличаются эти картины (сюжетом) Но их можно объединить одним, назвав одним словом. Каким словом? (пейзажем).

- Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему? (Картина, на которой изображена зима лишняя, потому что все остальные отображают осень).

Действительно, лишняя оказалась картина, где изображено зимнее время года.

Эта картина называется «На севере диком», ее написал известный художник – Иван Иванович Шишкин, в детстве он очень любил рисовать. Отец ему читал много книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников.

Послушаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком» в исполнении Игоря.

Ребенок. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель.

- Ребята, нравится вам эта картина?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые, белые и т. д.)

- Что изображено на переднем плане? (Сосна)

- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т. д.)

- Что изображено на заднем плане? (Небо)

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т. д.)

- Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Та-кую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т. д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)

- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т. д.)

- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

-Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни?

- С кем она могла общаться? (с ветром, солнцем, луной, снегом и т. д.)

Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами: и о величии со-сны, и о снеге, и о небе, и о солнце. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты с помощью опорной схемы (мнемотаблицы).

- Что изображено на картине? (Сосна)

- Где стоит сосна? (На горе)

-Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)

-Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)

- Какое небо? (Хмурое, темное)

- О чем думает сосна?

- Какие чувства ты испытываешь к сосне?

(дети составляют описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицы)

Примерный рассказ.

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У нее длинный ствол и пушистые ветки. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По темно-голубому вечернему небу плывет хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласкового освещает вершину сосны, и, от этого, она становится еще великолепнее. Со-сна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

Воспитатель.

- Ребята, какую же главную мысль нашей словесной картины вы поняли? (Как прекрасна наша родная русская природа, Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).

Воспитатель.

- Ну что же, наш поход в музей подошел к концу, пора возвращаться в группу. А вам понравилось в музее?

Публикации по теме:

План дополнительной образовательной программы по лепке из соленого теста в средней группе на три месяца Октябрь 1 Неделя Образовательные области:социально-коммуникативная, художественно-эстетическая. Тема: Тактильное знакомство с материалом.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина «На севере диком» (старшая группа)
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 20:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД