Светлана Якунина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «По неведомым следам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование навыков овладения устной речью
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение составлять рассказ по картине;
- обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать память, мышление, диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- воспитывать уважение к собеседнику;
- воспитывать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты (убеждать, доказывать, объяснять)
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „По неведомым следам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
-мольберты в количестве 2 штук;
- иллюстрации для составления рассказа «На горке», «Дети кормят птиц»;
-мнемотаблица;
-дидактическая игра «бусы»;
-игрушка на руку Ворона;
- дощечки;
- тренажер Базарного;
-проэктор; колонки
-экран переносной на штативе;
- магнитофон;
- аудиозапись сопения Винни-пуха;
- отрывок из м/ф «Винни-пух и его друзья»;
- вырезанные из цветной бумаги и приклеенные к полу медвежьи следы
Предварительная работа:
- просмотр м/ф «Винни-пух и его друзья» пр-во «Мосфильм», чтение сказки Б. Заходера «Винни-Пух о все, все, все…», характеристика героев сказки
-чтение сказки «Три поросенка», беседа по сказке
-рисование наиболее запомнившихся, понравившихся эпизодов из сказок, героев
-отгадывание загадок
-наблюдение за птицами
-беседа «Берегите птиц зимой»
1. Организационно-мотивационный этап
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, сколько у нас сегодня на занятии гостей. Что принято делать при встрече гостей?
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: а мы сегодня как ещё не здоровались?
(дети приветствуют друг друга необычным способом)
Звучит отрывок из м/ф «Винни-пух…»: (пыхтение, сопение)
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это сопит, пыхтит у нас за шкафом? Давайте посмотрим.
Никого нет. (заглядывая за шкаф) Кто мог там прятаться, да еще пыхтеть и сопеть? Убежал почему-то нам не показавшись?
1 вариант ответа детей: Винни-Пух
Воспитатель: Как вы догадались, что это В. -П?
Дети: Смотрели м/ф, читали сказку. Это В. -П. так сопит и пыхтит.
Воспитатель: Ребята, если это действительно был Винни-Пух, то как думаете, зачем он мог к нам приходить? А почему убежал, как вы предполагаете?
Дети: Может случилось что, может в гости приходил… Устал ждать нас, когда мы в группу придем и ушел домой…
Воспитатель: Может ему наша помощь нужна? А может радостью какой-то хотел с нами поделиться. Может новую сопелку сочинил? Интересно узнать зачем к нам приходил Винни-Пух?
Дети: Да, интересно
Воспитатель: Мне тоже ужасно интересно. Как узнаем, ведь В. -П. ушел?
Дети: Надо отправиться к нему и узнать. (надо его найти)
Воспитатель: Ребята, а где живет Винни-Пух?
Дети: В лесу, в домике, (в сказке)
Воспитатель: да, этот герой сказочный и в лесу он живет сказочном, где могут происходить самые необычные чудеса. Как нам найти дорогу к лесу? Может В. -П. оставил нам какие-нибудь подсказки, не появилось ли в группе чего-нибудь необычного?
Дети: Смотрите, у нас в группе появились следы. Они куда-то ведут.
Воспитатель: Хотите узнать, куда приведут нас следы?
Дети: Хотим
Воспитатель: Отправляемся в дорогу.
Соберем наш рюкзачок. Что положим в него?
Дети: дружбу, помощь друг другу, хорошее настроение
Воспитатель: Я хочу положить в рюкзачок знаки-помощники и удачу всем нам.
Воспитатель: нам необходимо определить кто понесёт рюкзак, не растеряет по дороге то, что мы в него положили (определяют по выбору: самый сильный, кто всегда кашу съедает)
2 вариант ответа детей: Не знаем
Воспитатель: Узнать хотите? Интересно, кто это был?
Дети: Интересно узнать.
Воспитатель: Мне тоже любопытно, кто это мог быть, почему ушел, нам не показался. Поиски неизвестного надо с чего-то начать. Осмотритесь кругом, может он оставил нам какие-нибудь подсказки, может что-нибудь в группе появилось необычное?
Дети: На полу в группе появились следы, они куда-то ведут.
Воспитатель: Что предлагаете делать?
Дети: Отправиться по следам.
Воспитатель: Думаю, что вы правы. Следы нас неизбежно куда-нибудь приведут. Тогда в дорогу. Соберем наш рюкзачок. Что положим в него?
Дети: дружбу, помощь друг другу, хорошее настроение
Воспитатель: Я хочу положить в рюкзачок знаки-помощники и удачу всем нам.
(Дети могут по следам узнать, что это был Винни-Пух, тогда обыгрывается отрывок из 1 варианта)
2. Основной этап
Воспитатель: Идем там, где есть следы. Здесь следы прерываются. Перед нами препятствие- глубокая, широкая яма
Воспитатель: Как предлагаете перейти на другую сторону?
Дети: Построить мост, и дощечки рядом лежат
Воспитатель: Верно, смотрите, и дощечки лежат. Мост нужен прочный, широкий, чтобы мы могли по нему безопасно перейти на другую сторону оврага. Дощечки плотно соединятся, если вы правильно подберете слова, противоположное по значению.
Работать веселей и удобней вместе с другом. Выберите себе друга, с которым будете строить в паре. (дети объединяются по парам). Тянем жребий кому про какой предмет подбирать слова. Немного подумайте- обсудите. Кому нужна помощь? Кто справился со своим заданием и может помочь? Начинаем строить мост: (детям предлагаются предметные картинки). Одна из картинок достается воспитателю, он тоже включается в постройку моста.
(дети в паре показывают свою предметную картинку, называют слова-антонимы, (остальные дети слушают, оценивают правильность подбора слов) затем берут по дощечке, «строят мост»;(мост строится от следов к следам на противоположном берегу)
Воспитатель: Молодцы, смотрите какой мост построили. Предлагаю проверить его на прочность. Кто помнит, как волк из сказки «Три поросенка» проверял прочность дома?
Дети: Он на него дул
Воспитатель: Давайте мы тоже подуем на наш мост, проверим его прочность. Делаем ветер. Вдыхать будем носом, а выдыхать ртом, губы дудочкой, спина прямая, руку положим на грудь.
Выполняется упражнение на развитие речевого дыхания.
Воспитатель: Молодцы, крепкий, надежный мост построили. Переходим.
Продолжаем движение дальше, идем по следам.
Переход к скамейкам и пеньку, за которым сидит ворона. Перед пеньком рассыпанные бусы.
Воспитатель: Давайте здесь у пенька сделаем привал, располагайтесь удобно. А что это около пенька рассыпано? Соберите, рассмотрите. К какому выводу пришли, что это может быть? (на камешки похоже, на кристаллы, стеклышки цветные, но только с дырочками для чего-то)
Дети: Похоже это бусины от бус.
Воспитатель: Кто это за пеньком прячется?
Дети: ворона
Воспитатель: Какая она красивая, но почему-то грустная?
Дети: У нее бусы рассыпались
Воспитатель: Что же делать, как же быть?
Дети: Надо помочь
Дидактическая игра «Собери бусы»
Воспитатель: На нитку бусины надо надевать особым способом, может кто догадался как?
Дети: (Воспитатель): Последний звук слова будет началом следующего слова. (на вороне бусина с картинкой- неваляшка, далее выстраивается цепочка: аквариум, мотоцикл, лук, ковер, робот, телефон)
(Дети выполняют задание, сидя на ковре полукругом, объясняют свой выбор, остальные дают оценку правильности выбора картинки. Дети нанизывают бусины на шнурок получаются бусы)
Воспитатель: Замечательно справились с заданием. А ворона то как рада. Предлагаю ее порадовать стихотворением И. Гамазковой про ворону.
-Как зовут тебя ворона?
-Карповна.
-Что ты делаешь ворона?
-Каркаю.
-Что кричишь, как на пожар?
-Нравится. Хороша я, карраша, каррасавица!
Воспитатель: Отдохнули, вороне помогли. Двигаемся дальше по следам
Включается проэкция изображения на экран Винни-пуха.
Воспитатель: Ребята, куда нас следы привели?
Дети: Это Винни-Пух
Воспитатель: Вы оказались правы. К нам действительно заходил Винни-Пух. Что-то он печальный, не веселый.
Винни-Пух: (анимация с наложенным звуком) Как то, гуляя по лесу, я нашел интересную картину, очень хотел вам рассказать, что на ней нарисовано. Но тут я вспомнил, что я не умею по картине составлять рассказ. Ребята, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Ребята, как вы можете помочь Винни-пуху?
Дети: Надо научить его составлять рассказ по картине.
Воспитатель: Картин оказывается у него две. Они ему обе очень нравятся. А вам картины нравятся? Чем? Как Винни-Пуху сделать выбор картины, по которой будем составлять рассказ? Что посоветуете, что предложите Пуху?
Дети: Можно выбрать считалкой, жребием, голосованием
Воспитатель: Вика, а каким бы ты способом предложила выбрать картину Пуху? (считалкой) Ребята, может сегодня остановимся на варианте, предложенном Викой?
Выбирается картина для составления рассказа (считалкой)
Воспитатель: Картину для составления рассказа определили. Давайте ее рассматривать. Рассаживайтесь перед картиной и Винни-Пухом кому как удобно.
Откроем наш рюкзачок, достаём карточки-помощники, что ещё… (дети называют)
Дети рассаживаются на ковер или на стульчики по выбору
Работа над составлением рассказа по картине
Примерный текст рассказа по картине:
Пришла зима. В воскресный солнечный день ребята отправились в парк на горку. Взяли санки- салазки, ватрушки. Миша взял большую ледянку. Вот и горка. Миша предложил девочкам покататься на его санках. Быстро мчатся санки с горы. Детям немного страшно. Но они смеются. Весело зимой на горке.
3. Оценочно-рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, смотрите, что происходит с Винни-Пухом.
Дети: Он радуется, даже подпрыгивает.
Воспитатель: Как думаете, от чего у него стало такое веселое настроение?
Дети: Он научился составлять по картине рассказ.
Воспитатель: Кто и что помогло ему?
Дети: Мы старались, помогали, работали дружно, командой. А еще нам помогали знаки-помощники.
Воспитатель: В. -П. благодарит вас за отличную работу. Винни-Пуху я предлагаю оставить наши знаки-помощники, диктофон с записью вашего рассказа. Это поможет ему в составлении рассказов. Ведь у него есть еще одна картина. А нам пора возвращаться в детский сад. Нам помогут волшебные слова:
Два раза хлопни (дети хлопают)
Два раза топни (дети топают)
Вокруг себя обернись (кружатся)
И в детском саду очутись!
Вот наша группа, наш детский сад. Необходимо после дороги отдохнуть, поиграть.