Ольга Александровна Шульпина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Кто на Севере живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 г. Выборга»
Конспект НОД
по речевому развитию
«Кто на Севере живет?»
Подготовила и провела
воспитатель первой категории
Шульпина Ольга Александровна
Цель:
уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Кто на Севере живет?“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
- уточнение, расширение словаря по теме (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие :
- развивать диалогическую речь детей, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.
Словарь:
- существительные:
белый медведь, песец, тюлень, морж, северный олень, белые волки, Север, лед, море, ветер, снег, метель, Красная книга, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть, морда.
- прилагательные:
белый, неуклюжий, большой, мохнатый, голубой, грациозный, толстолапый.
- глаголы:
охотиться, питаться, плавать, нырять.
Оборудование:
Игрушка белый медведь, рюкзак, свиток с нарисованным маршрутом – картой, глобус, презентация с загадками «Кто на Севере живет?», иллюстрация с изображением северного сияния, дидактические игры, мяч, распечатка «Лабиринт» на каждого ребёнка, простые карандаши, медальки с изображением Умки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Общий круг
Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (дети показывают друг на друга)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки)
Как хорошо, что есть и Я! (руки прижимают к себе)
Загадка
Там очень – очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
- Ребята, скажите, кто знает, что такое север?
(дети отвечают, воспитатель дополняет).
Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры ( артикуляционная гимнастика: предложить детям показать ветер: губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться, метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета ( показать: обнять себя за плечи и потереть) Северный полюс – самое холодное место на Земле (показать на глобусе). В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво (показать иллюстрацию).
- Ребята, хотите отправиться в путешествие?
- Покружились, покружились- в путешественников превратились.
- А в путешествии у нас будет помощник. Отгадайте, кто это?
В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу (Умка)
Появляется игрушка - белый медвежонок с рюкзаком
Для Умки нет ни в чем преград
И целый день играть он рад,
Придумывает задания вмиг,
Такой веселый озорник.
- Посмотрите, Умка что-то нам принес в своем рюкзаке. (достаём свиток - карту). Его друзья приготовили для вас задания.
- Ребята, ведь мы путешественники, а в путешествии без карты не обойтись.
Она нам поможет побольше узнать о Севере и его обитателях.
Рассматриваем карту
- Чтобы перейти с места не место нам надо будет выполнить задания, которые нам приготовили животные Севера. Чтобы найти задание в конверте, надо найти домик, в котором спряталось животное (найти тень).
- Начинаем свой путь!
1 домик (медведь) «Загадки» (презентация «Кто на Севере живет?»)
Речевое упражнение «Скажи какой?»
Пингвин, какой? – неуклюжий, черно-белый, толстый.
Тюлень, какой? - ….
2 домик (пингвин) «Назови семью»
- Ребята, у нас у всех есть семья? С кем вы живете? И у животных есть тоже семья.
3 домик (олень) «Один - много»
4 домик (морж) «Четвертый лишний»
5 домик (морской котик) «Чей, чья»
Речевое упражнение "Чей хвост? Чья голова? Чье ухо? Чьи глаза?"
У оленя – олений хвост, оленья морда, оленьи рога.
У медведя – медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши.
У тюленя – тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза.
6 домик (мишка на коньках) «Физминутка «Здесь всюду холод, лед и тень»
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно
7 домик (сова) «Скажи, что делает?»
Предложить детям подобрать слова-действия, характеризующие повадки животных:
Бросается, подстерегает, прячется, спасается, защищается, ныряет, плавает, ловит, крадется, стережет добычу.
8 домик (мяч) «Игра с мячом»
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда,
9 «Лабиринт»
- Умка приготовил для вас сюрприз. Он лежит вот здесь в коробочке, только откроется она тогда, когда вы выполните последнее задание «Лабиринт», пройдете карандашиком по нужной дорожке.
Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Мишка с нами греет лапки…»
Мишка с нами греет лапки каждый пальчик по- порядку,
Вот согреем мы большой, разотрем его с тобой,
Не забудем и указку - вверх и вниз пройдем не раз мы,
Средний мы потрем усердно, больше всех замерз, наверно.
Безымянный не забудем - посильней тереть мы будем.
И мизинчик растираем, с пальчиками мы играем.
После выполнения детям вручаются медальки «Умка».
- Мы выполнили все задания. Интересное было у нас путешествие?
- С какими животными мы сегодня познакомились?
- Нам пора отправляться обратно.
- Покружились, покружились и в детский садик возвратились.